В. С. Непомнящий

Мы должны помнить Непомнящего. Пишу это для него и для нас, грешных и часто беспамятных.

Валентин Непомнящий был и останется образцом высокого пограничья, научного и писательского. Он долго стоял на страже того Пушкина, который для нас равен самой России.

Филология Непомнящего перетекала в иссякшее и разрушенное ныне искусство чтеца и равнялась этой должности в храме. Именно в его чтении растворялись концепции и звучащее понимание становилось безупречным. Недаром его непрерывный семинар назывался «Пушкинскими чтениями».

Память Непомнящего казалась феноменальной, а масштаб личности повышал возможности времени. И чем скромнее занимаемая им должность, тем значительнее выходил результат труда. В журнале «Вопросы литературы» много лет он был незаменим, став лидером и притягательным центром.

Медальный профиль Валентина можно считать одним из множества пушкинских автопортретов.

Ему удавалось найти в любимых текстах еще не открытую смысловую сущность. И из посвященного он превращался в просветителя. Сказки ли это были, стихотворные циклы или роман в стихах, прочтенный и откоментированный по главам, собрание ли сочинений Пушкина, составляемое как повременная хроника жизни и творчества – все было и остается для нас открытым и живым кладом.

Валентин Непомнящий – «почтенный председатель» не только как председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН на Поварской, но и как раздвоенный герой «Пира во время чумы». Еще не знаю точно, но показалось, что именно пандемия, чума 2020-го года, готовила свою роковую подножку, а Валентин Семенович, как истинно верующий Священник, пытался остановить кощунственное непонимание оберегающего нашу духовную жизнь Пушкина.

В. С. Непомнящий оставил нам много глубоких и восторженно-заразительных книг о Пушкине. Он был добр и чуток к другим, думающим по-другому пушкинистам, ничто не могло лишить его врожденного благородства. В фестивальной жизни Пушкинского центра и в моей личной он был и до конца будет другом и братом. Царствие ему Небесное.

Владимир Рецептер   

17. 09. 2020

 Сегодня поздравляем артистку нашего театра Екатерину Новикову с днем рождения! Великолепной актрисе хочется пожелать всегда оставаться такой удивительной, талантливой, неподражаемой, очаровательной и совершенной. Желаем много успешных ролей и «минут славы», пусть судьба постоянно преподносит приятные сюрпризы, пусть жизнь всегда дарит поводы для счастливых улыбок!

!

 Сегодня мы поздравляем с днем рождения Ивана Мозжевилова и желаем ему неиссякаемого вдохновения, новых творческих открытий и любви зрителей! 
Пусть птица удачи не раз повстречается на пути!

 Уважаемые зрители, сообщаем, что в связи с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2020 г. № 658 театр вынужден отменить все спектакли, запланированные к показу в сентябре: «Укрощение строптивой» — 18 сентября, «Ревизор» – 20 сентября, «Цыганы» — 27 сентября
и «Невский проспект» —
28 сентября.

О репертуаре октября мы известим вас не позднее
1 сентября.

Берегите себя! 

Уважаемые зрители!

22 августа наша страна отмечает День Государственного флага России.

В этот день мы предлагаем вашему вниманию спектакль «Полтава». Посмотреть его можно в группе театра «Пушкинская школа» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre

Драма Марии, дочери Кочубея и крестницы гетмана Мазепы, ставшей его любовницей вопреки воле родителей и церковным запретам, вдохновила Пушкина на создание одного из самых противоречивых женских образов в русской поэзии. Среди исторических персонажей спектакля – российский император Пётр I и шведский король Карл XII, вступившие под Полтавой в жестокую битву, ставшую переломным моментом в Северной войне.




 Уважаемые зрители!


Поздравляем с Международным днем молодежи и предлагаем вашему вниманию моноспектакль Сергея Хайменова «Гамлет». Посмотреть его можно в группе нашего театра в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre

Молодой актер, идя по стопам Владимира Рецептера, на протяжении многих лет игравшего «Гамлета» в одиночку, восстанавливает «связь времен» и встречается с трагедией Шекспира один на один. Гамлет в его исполнении – интеллектуал с трагическим мироощущением, человек без кожи, для которого «законом стало сердце». Герой не может мириться с ложью, несправедливостью и несовершенством мира. Этот Гамлет до последнего вздоха борется за право оставаться собой.


 Уважаемые зрители!

8 августа (суббота) в 19:00 в программе «Большие гастроли-онлайн» будет показан спектакль «АНДЖЕЛО, или "...НИЧЕГО ЛУЧШЕ Я НЕ НАПИСАЛ"».


Спектакль Владимира Рецептера включает в себя полный текст драматического шедевра А. С. Пушкина – поэмы «Анджело», сцены из комедии У. Шекспира «Мера за меру» на английском языке, а также фрагменты сочинения Луция Аннея Сенеки «О милосердии», впервые переведенного с латинского языка Михаилом Поздневым. Оба эти произведения были знакомы Пушкину. В спектакле мы видим поэта, который начал переводить пьесу Шекспира, но так вдохновился ею, что создал собственное произведение.

«Анджело или “...ничего лучше я не написал“» — поэтическое исследование процесса рождения гениальной пушкинской версии, во многом переосмыслившей оригинал.

Выберите любой способ подключения к трансляции:

1. Подпишитесь на соцсети «Большие гастроли» и получайте уведомления о начале прямого эфира
— ВКонтакте — vk.com/bolshiegastroli
— Одноклассники — ok.ru/bolshiegastroli
— Facebook — https://www.facebook.com/BolshieGastroli/
2. Подпишитесь на YouTube–канал «Большие гастроли»
 —www.youtube.com/c/БольшиеГастроли
3. Или на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе ONLINE нажмите на
кнопку «Интернет-трансляции» — большиегастроли.рф/theatre-online/

Генеральный информационный партнер — ТАСС
Эксклюзивный партнер — Радио JAZZ 89.1 FM — radiojazzfm.ru
Партнеры: Культура.РФ, «КudaGo», интернет-издание Teatral-online.ru, проект «Культурный сезон на ОТР», «Известия», Яндекс.Афиша, «Ваш Досуг», интернет-журнал Мнение — mnenieguru.ru, «Отдых с детьми» -OSD.ru, Газета «Культура» — portal-kultura.ru, МЕЛ — mel.fm, РИАМО — riamo.ru

Напоминаем, «Большие гастроли-онлайн» — это уникальный онлайн-проект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ, который стартовал 26 марта 2020 года в период введения повышенных мер безопасности для профилактики распространения коронавирусной инфекции. Когда сотни туров программы «Большие гастроли» были отменены, из спектаклей региональных, ведущих театров страны и стран ближнего зарубежья была собрана программа ежедневных онлайн-трансляций. За один показ спектакль могут увидеть от нескольких сотен тысяч до миллиона зрителей. транслировались в программе.

Интернет-аудитория всероссийского гастрольного проекта Министерства культуры РФ уже охватывает более 21 миллиона зрителей.

Уважаемые зрители,
поздравляем вас с Днем России! 
Пусть душу каждого греет любовь к Родине.

Кроме того, на днях исполнилось 348 лет со дня рождения основателя нашего города — Петра I.

В этот праздничный день мы предлагаем вашему вниманию спектакль «Странный монарх».
Посмотреть его можно в группе нашего театра в социальной сети Вконтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

Уважаемые зрители!

В соответствии с распоряжением Министерства культуры Российской Федерации театр "Пушкинская школа Владимира Рецептера" откроет театральный сезон в сентябре 2020 года.

Поздравляем всех с Пушкинским днем России и Днем русского языка!

«Русский язык — это выразительный и звучный, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность» (А.С.Пушкин)

Сегодня исполняется 221 год со дня рождения поэта.

Приглашаем вас посмотреть спектакль нашего театра «Сцены из рыцарских времен» в социальной сети Вконтакте:https://vk.com/pushkincentre

Уважаемые зрители!

К 75-летию Великой Победы Государственный Пушкинский театральный центр и театр «Пушкинская школа» подготовили выступление, с которым можно ознакомиться в группе театра в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre   

Поздравляем всех с праздником! Мирного неба над головой!


Постановление об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса спектакля, при угрозе возникновения ч.с. в разделе "Документы".

Театр "Пушкинская школа Владимира Рецептера" поздравляет всех с Днем работника культуры! Желаем творческих успехов, удачных постановок и зрительской любви!

 Уважаемые зрители! 

В соответствии с приказами Министерства культуры РФ № 357 от 16 марта и №363 от 17 марта 2020 г. показ спектаклей театра "Пушкинская школа Владимира Рецептера" временно приостановлен до особого распоряжения. Купленные билеты подлежат возврату в кассы по месту приобретения. Надеемся, что угроза эпидемии продлится недолго. Желаем всем крепкого здоровья!

Вы можете приобрести билеты на наши спектакли онлайн нажав эту на кнопку у нашего партнера BigBilet.Ru

Театр Пушкинская Школа ВКонтакте   Театр    Instagram

10 декабря состоялась  ПРЕМЬЕРА спектакля 
""Сказка о золотом петушке" 
и другие!"
Премьера прошла с большим успехом. Спектакль понравится взрослым и детям: своей лёгкостью
и одновременно глубиной. 
В постановку вошли четыре произведения великого русского поэта: «Сказка о медведихе», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке», а роли в спектакле исполнили сразу три поколения учеников Владимира Рецептера. 


Пушкинский центр 
поздравляет коллектив, работавший над созданием спектакля 
«Укрощение строптивой»,
с премьерой, которая была тепло встречена зрителями.
Желаем дальнейших творческих успехов и любви зрителей! 

С новым вводом! Сегодня Екатерина Вишневская впервые сыграла Лизу, а Сергей Хаймёнов... графиню Хрюмину в спектакле «Горе от ума»! Поздравляем ребят с новыми ролями, это было потрясающе!

Сезон открыт! До встречи на спектаклях!

 7 мая, Сергей Хайменов впервые сыграл моноспектакль "Гамлет" Владимира Рецептера!
Спектакль сразу нашел отклик в сердцах зрителей, а молодой артист показал себя достойным учеником своего мастера.
Поздравляем!

В команде спектакля "Горе от ума" прибавление! Поздравляем Наталью Крутик с вводом на роль Графини-бабушки, и молодых актрис, студенток первого курса Полину Докукину, Дарью Мокроусову и Елизавету Смирнову с дебютом на сцене Пушкинской школы в ролях княжон Тугоуховских!

24 декабря состоялась долгожданная премьера спектакля "Скоморохи"!

Коллектив Пушкинского центра поздравляет создателей и участников постановки, и желает спектаклю долгой сценической жизни и оглушительного успеха у зрителей!

18 сентября спектакль "Недоросль" будет впервые исполнен в обновленном составе - роль госпожи Простаковой сыграет Екатерина Новикова, роль Еремеевны - Наталия Гулина, а роль Тришки - Иван Шарый. Приходите поддержать актеров и увидеть обновленный спектакль. Заказывайте билеты по телефонам 710-44-07 и 710-47-25. До встречи!

Спектакль "Барышня-крестьянка" прошел с большим успехом, был тепло принят зрителями и вызвал живой отклик у школьников! В следующий раз спектакль состоится 16 октября на сцене дворца Белосельских-Белозерских. Заказывайте билеты по телефонам 710-44-07 и 710-47-25. 

До встречи!

30 июня на сцене Учебного театра на Моховой студенты, а теперь уже выпускники Владимира Эмануиловича Рецептера получили дипломы о высшем образовании! Поздравляем молодых артистов со вступлением во взрослую профессиональную жизнь и желаем им  удачи на творческом пути.

С 5 по 10 июня в Пушкинских горах прошел IV Международный фестиваль «Михайловское-2018».

В рамках фестиваля жители и гости Пушкиногорья смогли посетить 8 спектаклей 6 театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Перми и Магнитогорска, а также творческие встречи и лекции.

Театр «Пушкинская школа» и студенты пушкинского курса РГИСИ п/р Владимира Рецептера привезли на фестиваль премьерные спектакли «Невский проспект» и «Барышня-крестьянка», а также прочли стихи Пушкина на открытой сцене музея-заповедника Михайловское. Спектакли прошли при неизменных аншлагах и были тепло приняты зрителями и критиками.


28 мая состоялась премьера спектакля "Невский проспект", которая была тепло встречена зрителями.   

Спектакль "Вальс имени Гоголя" попал в лонг-лист премии «Золотая маска», где собраны сто лучших драматических и кукольных спектаклей страны, поставленных в прошедшем сезоне:

Поздравляем создателей и участников спектакля!

 Владимир Эмануилович Рецептер стал лауреатом специальной Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»! Поздравляем!

Владимир Эмануилович Рецептер стал лауреатом специальной Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»! Поздравляем!

Гастроли в г. Пушкинские Горы 3-14 сентября 2015 года

Стратфорд-на-Сороти

«Пушкинская школа» Владимира Рецептера снова показала класс

«Пушкинская школа» Владимира Рецептера снова показала класс

        Конечно, аудитория не исчерпывается местными жителями. Заказав билеты по интернету, люди собираются со всей округи. Из Себежа, Острова, Новоржева, Пскова. «Что же удивляться? — услышала я от дамы, приехавшей из Опочки. — У нас культурный голод». Удивляться я, однако, не переставала. В зале видела и научных сотрудников, и экскурсоводов (которые на Пушкине «собаку съели»), и батюшек из Святогорского монастыря, и туристов, среди них попадалась и «культурно сытая» питерская публика.Пушкинский фестиваль в Пскове проходит двадцать лет при переполненных залах. Второй год петербургский театр «Пушкинская школа» в рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров «Большие гастроли» дает спектакли в Пушкинских Горах. Десять представлений — десять аншлагов.

Вся жизнь этого театра вращается вокруг классика, и порой возникает сомнение: не устали ли они друг от друга — артисты от Пушкина и Пушкин от артистов? Как спасаются от повторов, скуки, хрестоматийности?.. Впрочем, репертуар «Пушкинской школы» дополняется современниками, оппонентами и единоверцами поэта. Классик предстает в окружении Карамзина, Фонвизина, Батюшкова, Лермонтова, Блока. И даже Шекспира.

Этот театр «автороцентричен», однако отнюдь не мемориален. Сочинения Пушкина представлены зачастую как «Опыты драматических изучений». При этом дверь в творческую лабораторию театр охотно распахивает для публики, посвящая в свои и пушкинские тайны. Будь то «Фауст и другие», «Хроника времен Бориса Годунова» или «Сказки» — это не буквальная театрализация пушкинских текстов, а попытка разобраться в предыстории, подоплеке и современных смыслах. Игра перемежается с исследованием времен, характеров, судеб. Театр открыт для эксперимента, его эстетическая система разомкнута, так что любой зритель, не только просвещенный, находит здесь пищу для размышлений и сердечных замет. У артистов к тому же есть шанс творить вне амплуа: сегодня ты герой-любовник, завтра характерный персонаж или лицо «от автора»…

На встрече, состоявшейся в библиотеке Пушкинских Гор, Владимир Рецептер, которого помнят как артиста БДТ, объяснил свой статус (в связи с названием книги, до сих пор тревожащим читателей: «Прощай, БДТ!»): «Из театра уйти нельзя!» Он действительно из Театра не ушел, создал свой Пушкинский театральный центр, который уникален уже тем, что ни у одного российского литератора до сих пор не было «своего» театра. Единственный аналог — Шекспировский театр. Хотя сравнение не вполне корректно: «наше всё» гораздо моложе Шекспира. К тому же великий брит вовсе Рецептеру не чужд. Еще будучи молодым артистом, он донимал Товстоногова своими филологическими прожектами: играя «Гамлета», на принца Гарри покушался, предположение о «Русалке» сочинял, «Розу и Крест» Блока на Малую сцену продвигал…

Так незаметно из артиста превратился в режиссера, а после и в педагога.

Набрал актерский курс в Петербургской театральной академии, воспитал его «на Пушкине». Теперь выпускники СПб театральной академии составляют костяк «Пушкинской школы». На этой благодатной почве расти продолжают. И уже выросли в мастеров. Поэтому зал замирает, прислушиваясь к тончайшим движениям души поэта Батюшкова (в моноспектакле Григория Печкысева), сочувствуя и изверившемуся Арбенину (Денис Волков), и запутавшейся в собственных сетях баронессе фон Штраль (Мария Егорова), и подавленному мощью отца царевичу Алексею (Денис Французов), умиляясь изнеженности пажа Алискана (Никандр Кирьянов в спектакле «Роза и Крест») и неотразимому простодушию Скотинина (Павел Хазов в «Недоросле»)…

С неменьшим восторгом зрители принимают неожиданные трактовки заведомо знакомых сюжетов, как случилось, например, со «Сказками». Историю про Золотую рыбку со сцены нам поведали обитатели подводного царства, в результате получилось не просто поучительно и забавно, но и с экологическим подтекстом. Зверские аппетиты людей режиссер противопоставил мудрости одушевленной фауны…

Сегодня уже второе поколение учеников Рецептера постигает уроки Пушкина. Студенты-второкурсники тоже участвовали в гастролях. Кое-кому даже повезло выйти на сцену со старшими. Но главное — они окунулись в атмосферу Пушкиногорья. Потом, когда на занятиях по актерскому мастерству дело дойдет до «Русалки», они вспомнят места, где дочь мельника встречалась с Князем. Уроки, полученные ими в зеленой школе Пушкинского заповедника, пригодятся не раз. Неудивительно, что на занятиях по сценической речи ребята обсуждали с педагогом гипотезу о происхождении ритма пушкинского стиха. По мнению экскурсовода, четырехстопный ямб слышится в молотьбе, когда цепом отделяют зерна от плевел.

Впрочем, «Пушкинская школа» как раз этим и занимается: здесь неустанно, не сбиваясь с ритма, отделяют зерна от плевел.

Елена АЛЕКСЕЕВА —
специально для «Новой»

 

Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/arts/70148.html