24 апреля состоялась премьера спектакля "Ревизор" в постановке Владимира Рецептера. Пьеса, созданная Н. В. Гоголем по мысли и сюжету А. С. Пушкина, вот уже два столетия не теряет популярности. В спектакле театра "Пушкинская школа" неспешный уклад жизни уездного города очаровывает: в нём царит хрупкая гармония, разрушенная вестью о прибытии ревизора.  Хлестаков в исполнении Ивана Мозжевилова – не пустышка, а сочинитель, с интересом наблюдающий за происходящим и окружающими. Владимиру Рецептеру удалось бережно сохранить авторскую интонацию и в то же время придать спектаклю поистине пушкинскую лёгкость.

Спектакль был тепло встречен зрителями.

Следующие премьерные спектакли состоятся 15 мая на сцене Дворца учащейся молодёжи и 16 мая на сцене Дворца белосельских-Белозерских.

Ждём вас на наших спектаклях!

25 апреля Пушкинский театральный центр отметил свое 25-летие! Коллективу центра объявлена благодарность министерства культуры РФ. Центр поздравили: губернатор Санкт-Петербурга, советник Президента РФ по культуре, председатель Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга, Союз театральных деятелей РФ и его Санкт-Петербургское отделение, художественные руководители МХАТ им. Горького, Ленкома, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Петербург-концерта, администрация ИРЛИ (Пушкинского дома), Музея-квартиры А.С. Пушкина и Музея-заповедника "Михайловское", Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Даниил Гранин, Олег Чухонцев, Валентин Непомнящий и многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства. Коллектив Пушкинского центра благодарит всех за теплые слова и добрые пожелания!

Оцените качество предоставляемых услуг в нашем театре

Оценка услуг

Уважаемые зрители!

Театр «Пушкинская школа», как бюджетное учреждение, подключен к государственной «системе независимой оценки качества услуг в сфере культуры». Под качеством услуг разработчики системы понимают не художественный уровень наших спектаклей, а вполне конкретный набор критериев, на которые мы сами не всегда можем повлиять: транспортную доступность, уровень комфорта и пр.

Важно, что эта оценка серьезно влияет на нашу повседневную жизнь: чем она выше, тем больше у театра шансов на достойное существование и выпуск новых спектаклей.

И вы, дорогие зрители, можете нам помочь. Для этого нужно потратить пару минут, чтобы поставить 11 оценок по ссылке наверху.

Или в свое следующее посещение нашего театра сделать то же самое в бесплатном терминале, который стоит в нижнем фойе, возле кофейного автомата.

Заранее благодарим за поддержу!

Театр Пушкинская Школа ВКонтакте   Театр    Instagram

Вы можете приобрести билеты на наши спектакли онлайн нажав эту на кнопку у нашего партнера BigBilet.Ru

  Российское военно-историческое общество запустило замечательный проект о памятных датах Великой Отечественной войны:

Спектакль "Сказка о Салтане и Гвидоне" отмечен сразу двумя дипломами XXVI фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям»!
Мы поздравляем Владислава Пулина с заслуженной наградой за роль князя Гвидона, а также актерский ансамбль: Дениса Волкова, Григория Печкысева, Павла Сергиенко, Дениса Французова и Павла Хазова, отмеченный жюри фестиваля за блистательное исполнение ролей корабельщиков!
Ура!

 Решением Жюри Санкт-Петербургского общества зрителей "Театрал" Владимир Рецептер за постановку спектакля "Анджело, или "...ничего лучше я не написал"" и Иван Мозжевилов за роль Расплюева в спектакле "Свадьба Кречинского" награждаются Призом общества "Театрал"- 2016!

Поздравляем!

25 декабря состоялась премьера спектакля "Вальс имени Гоголя" по повести Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"в постановке н. а. России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера. Следующий премьерный спектакль состоится 3 марта. Ждем вас!

В журнале "Вопросы театра" опубликован текст замечательного театроведа и друга нашего театра - Ирины Бойковой - о двух премьерах юбилейного сезона - "Анджело" и "Свадьбе Кречинского".
Приятного чтения!
Начало: https://vk.cc/5WuHdy
Окончание: https://vk.cc/5WuIIj

28 ноября художественному руководителю театра, Владимиру Рецептеру была торжественно вручена премия Д.С. Лихачева за вклад в сохранение культурного наследия России! Коллектив Пушкинского театрального центра и театра «Пушкинская школа» от всей души поздравляет художественного руководителя с заслуженной высокой наградой!

ГАСТРОЛИ В МОСКВЕ

С 11 по 13 ноября состоялись гастроли театра "Пушкинская школа" в Москве, на Старой сцене театра "Мастерская Петра Фоменко". В рамках гастролей были показаны три премьеры Владимира Рецептера: "Анджело или "...ничего лучше я не написал", "Свадьба Кречинского"  и "Сказка о Салтане и Гвидоне".

14 по 25 сентября в Пушкинском заповеднике Михайловское с большим успехом прошли гастроли театра "Пушкинская школа", организованные в рамках федеральной программы "Большие гастроли - 2016"  при участии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. На гастролях было показано 12 спектаклей по произведениям А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,  Д. И.Фонвизина, А.В. Сухово-Кобылина и др. 
Гастроли осуществляются по поручению Президента РФ в соответствии с постоянно действующим театральным проектом по созданию и показу спектаклей по произведениям А.С. Пушкина и русской литературной классики.
Гастроли 2016 года - это третьи по счету в музее-заповеднике "Михайловское", что свидетельствует о рождении прекрасной традиции - представлять театр , созданный Пушкиным, там, где он некогда написал "Бориса Годунова".
Спектакли посетили около 4,4 тыс. зрителей - на 10% больше чем в прошлом году.

15 июля в театре «Пушкинская школа» состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина в постановке н. а. России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера, тепло встреченная зрителями. Следующий премьерный спектакль состоится 28 и 29 августа.

Спектаклем «Свадьба Кречинского» театр закрыл театральный сезон, который вновь откроется 27 августа спектаклем «Сказка о Салтане и Гвидоне».

Премьерный спектакль был приурочен к 10-летию окончания актёрского курса «с углублённым изучением творчества А. С. Пушкина» и основанию театра «Пушкинская школа». С юбилеем театра и премьерой создателей спектакля поздравил первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Николаевич Воронко. Благодарности Комитета по культуре были вручены артистам Д. Волкову, Н. Байбиковой, Н. Кирьянову, И. Мозжевилову, А.-М. Обершт, Г. Печкысеву, Д. Французову и П. Хазову.

Художественный руководитель Пушкинского театрального центра В. Э. Рецептер был награждён Почётной грамотой Комитета по культуре «за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга». 

19 марта на малой сцене БДТ
им. Г.А. Товстоногова состоялась премьера спектакля "АНДЖЕЛО" в постановке народного артиста России, лауреата Государственной премии  Владимира Рецептера.  Спектакль прошел с большим успехом и был высоко оценен критикой. 

http://rg.ru/2016/03/28/reg-szfo/v-bdt-imeni-tovstonogova-postavili-pushkinskogo-andzhelo.html

В день рождения города губернатор Г. С. Полтавченко вручил народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ Владимиру Эмануиловичу Рецептеру почётную грамоту президента РФ за заслуги в развитии культуры, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность. Сердечно поздравляем художественного руководителя "Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге" с высокой правительственной наградой.

Решением Жюри Санкт-Петербургского общества "Театрал" (по итогам просмотра и обсуждения премьерных спектаклей) 
Призом общества "Театрал"- 2015 награждается:
спектакль «СКАЗКА
О САЛТАНЕ И ГВИДОНЕ»

9 ноября состоялось торжественное вручение Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит". Награждены не только лучшие спектакли сезона, но и люди, внесшие заметный вклад в "театральное пространство" города.
За творческое долголетие и уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга награжден художественный руководитель Пушкинского Театрального Центра Владимир Эмануилович Рецептер.

Статья о спектакле "Странный монарх"

http://www.ng.ru/culture/2015-08-13/8_pyotr.html
 

Решением Жюри Санкт-Петербургского общества "Театрал" (по итогам просмотра и обсуждения премьерных спектаклей) Призом общества "Театрал"- 2012 награждается: актриса А - М Обершт за исполнение роли Простаковой в спектакле "Недоросль" (режиссер В.Портнов).
Торжественная церемония вручения Призов состоится 4 марта 2013 года в Большом зале Дома Актера им. К. С. Станиславского. Начало в 19 часов.

Председатель Санкт-Петербургского общества зрителей "Театрал" ПЛАТОНОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

СТАТЬЯ О СПЕКТАКЛЕ "МАСКАРАД" 

www.vashdosug.ru

Артист театра "Пушкинская школа" Григорий Печкысев стал победителем Десятого Петербургского театрального фестиваля моноспектаклей "Монокль" со спектаклем "Это я, Батюшков!"

От всей души поздравляем Григория и желаем ему новых творческих свершений!

Статьи в СМИ

13.07.2016 19:20
Рубрика: Культура

Красота спасет мир?

Тема с художественным руководителем Государственного Пушкинского театрального центра и театра "Пушкинская школа" Владимиром Рецептером:
Гамлет, когда-то сыгранный Владимиром Рецептером, спасал мир от лжи, предательства, ненависти. Фото: РИА Новости
Гамлет, когда-то сыгранный Владимиром Рецептером, спасал мир от лжи, предательства, ненависти. Фото:
Эту фразу - "Красота спасет мир", - потерявшую всякое содержание от бесконечного употребления к месту и не к месту, приписывают Достоевскому. На самом же деле в романе "Идиот" ее произносит 17-летний чахоточный юноша Ипполит Терентьев: "Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет "красота"? Господа, - закричал он, громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен".

Есть в романе и еще один эпизод, отсылающий нас к этой фразе. Во время встречи Мышкина с Аглаей, она его предупреждает: "Слушайте, раз навсегда, ... если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что "мир спасет красота", то... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!" То есть о красоте, которая якобы спасет мир, говорят персонажи романа, а не его автор. В какой мере сам Достоевский разделял убеждение князя Мышкина в том, что мир спасет красота? И самое главное - спасет ли?

Обсудим тему с художественным руководителем Государственного Пушкинского театрального центра и театра "Пушкинская школа", актером, режиссером, писателем Владимиром Рецептером.

"Я репетировал роль Мышкина"

После некоторого размышления я решил, что другого собеседника для разговора на эту тему мне, пожалуй, искать не стоит. У вас ведь давние личные отношения с персонажами Достоевского.

Владимир Рецептер: Моей дебютной ролью в Ташкентском театре имени Горького был Родион Раскольников из "Преступления и наказания". Позже, уже в Ленинграде, по назначению Георгия Александровича Товстоногова я репетировал роль Мышкина. Ее в 1958 году сыграл Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Но он ушел из БДТ, а в начале шестидесятых, когда спектакль для зарубежных гастролей нужно было возобновить, Товстоногов позвал меня в свой кабинет и сказал: "Володя, нас приглашают в Англию с "Идиотом". Нужно сделать много вводов. И мы поставим перед англичанами условие: чтобы Мышкина играли и Смоктуновский, и молодой актер. Я хочу, чтобы это были вы!" Так я стал спарринг-партнером для актеров, которые заново вводились в спектакль: Стржельчик, Ольхина, Доронина, Юрский... Перед появлением Георгия Александровича и Иннокентия Михайловича с нами работала знаменитая Роза Абрамовна Сирота... Я был внутренне готов, и роль Мышкина живет во мне до сих пор. Но приехал со съемок Смоктуновский, в зал вошел Товстоногов, и все актеры оказались на сцене, а я так и остался по эту сторону занавеса. В 1970-м на Малой сцене БДТ я выпустил спектакль "Лица" по рассказам Достоевского "Бобок" и "Сон смешного человека", где, как и в "Идиоте", говорится о красоте... Время сдвигает все, меняет старый стиль на новый, но вот "сближение": мы с вами встречаемся 8 июня 2016 года. А в эту же дату, 8 июня 1880 года, Федор Михайлович сделал свой прославленный доклад о Пушкине. И вчера мне было заново интересно листать томик Достоевского, где под одной обложкой собрались и "Сон смешного человека", и "Бобок", и речь о Пушкине.

"Человек - это поле, на котором за его душу дьявол борется с Богом"

Сам Достоевский, на ваш взгляд, разделял убеждение князя Мышкина в том, что мир спасет красота?

Владимир Рецептер: Безусловно. Исследователи говорят о прямой связи князя Мышкина с Иисусом Христом. Это не совсем так. Но Федор Михайлович понимает, что Мышкин - человек приболевший, русский и, конечно же, нежно, нервно, сильно и возвышенно связанный с Христом. Я бы сказал, что это - посланец, который исполняет какую-то миссию и остро чувствует ее. Человек, заброшенный в этот перевернутый мир. Юродивый. И тем самым святой.

А помните, князь Мышкин рассматривает портрет Настасьи Филипповны, выражает восхищение ее красотой и говорит: "В этом лице страдания много". Красота, по Достоевскому, проявляется в страдании?

Владимир Рецептер: Православная святость, а она невозможна без страдания - высшая степень духовного развития человека. Святой живет праведно, то есть правильно, не нарушая Божественных заповедей и, как следствие, нравственных норм. Сам же Святой почти всегда считает себя страшным грешником, которого может спасти только Бог. Что же до красоты, то это качество скоропортящееся. Достоевский говорит красивой женщине такое: потом пойдут морщинки, и ваша красота утратит свою гармонию.

Рассуждения о красоте есть и в романе "Братья Карамазовы". "Красота - это страшная и ужасная вещь, - говорит Дмитрий Карамазов. - Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя, потому что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречья вместе живут". Дмитрий добавляет, что в поисках красоты человек "начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским". И приходит к такому заключению: "Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Но, может, правы оба - и князь Мышкин, и Дмитрий Карамазов? В том смысле, что красота имеет двойственный характер: она не только спасительна, но и способна ввергнуть в глубокий соблазн.

Владимир Рецептер: Совершенно верно. И всегда приходится спрашивать себя: о какой красоте мы говорим. Помните, у Пастернака: "Я - поле твоего сраженья... Всю ночь читал я твой завет, и, как от обморока, ожил..." Чтение Завета оживляет, то есть возвращает жизнь. Вот в чем спасение! И у Федора Михайловича: человек - это "поле сражения", на котором за его душу дьявол борется с Богом. Дьявол соблазняет, подбрасывает такую красоту, которая влечет в омут, а Господь пытается спасти и кого-то спасает. Чем человек выше духовно, тем больше он осознает собственную греховность. Вот в чем дело. За нас борются темные и светлые силы. Как в сказке. В своей "пушкинской речи" Достоевский сказал об Александре Сергеевиче: "Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской... Свидетельствуют о том типы Татьяны... типы исторические, как, например, Инок и другие в "Борисе Годунове", типы бытовые, как в "Капитанской дочке" и во множестве других образов, мелькающих в его стихотворениях, в рассказах, в записках, даже в "Истории Пугачевского бунта"...". Публикуя свою речь о Пушкине в "Дневнике писателя", Достоевский в предисловии к ней выделял еще одну "особую, характернейшую, и не встречаемую, кроме него, нигде и ни у кого черту художественного гения" Пушкина: "способность к всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, перевоплощения почти совершенного... в Европе были величайшие художественные мировые гении - Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но, что ни у кого из них не видим этой способности, а видим только у Пушкина". Достоевский, говоря о Пушкине, учит нас его "всемирной отзывчивости". Понимать и любить другого - ведь это христианский завет. И Мышкин не зря сомневается в Настасье Филипповне: он не уверен, добра ли ее красота...

Если иметь в виду только физическую красоту человека, то из романов Достоевского очевидно: погубить она может вполне, спасти - лишь когда сочетается с истиной и добром, а в отрыве от этого физическая красота даже враждебна миру. "Ах, кабы она была добра! Все было бы спасено..." - мечтает князь Мышкин в начале произведения, глядя на портрет Настасьи Филипповны, погубившей, как мы знаем, все вокруг себя. Для Мышкина красота неотделима от добра. Так и должно быть? Или красота и зло тоже вполне совмещаются? Говорят же - "дьявольски красив", "дьявольская красота".

Владимир Рецептер: В том-то и беда, что совмещаются. Сам дьявол принимает образ прекрасной женщины и начинает, как отца Сергия, смущать еще кого-нибудь. Приходит и смущает. Или посылает навстречу бедолаге такого рода женщину. Кто такая, например, Мария Магдалина? Вспомним ее прошлое. Чем она занималась? Она долго и системно губила мужчин своей красотой, то одного, то другого, то третьего... А потом, уверовав в Христа, став свидетельницей Его смерти, первая прибежала туда, где уже был отодвинут камень и откуда вышел воскресший Иисус Христос. И вот за свое исправление, за свою новую и великую веру и была в результате спасена и признана Святой. Вы понимаете, какова мощь всепрощения и какова степень добра, которым нас пытается научить Федор Михайлович! И через своих героев, и говоря о Пушкине, и через само православие, и через самого Иисуса Христа! Посмотрите, из чего состоят русские молитвы. Из искреннего покаяния и просьбы себя простить. Они состоят из честного намерения человека преодолеть свою греховную сущность и, отойдя ко Господу, стоять от него справа, а не слева. Красота - это путь. Путь человека к Богу.

"После того, что с ним самим случилось, Достоевский не мог не поверить в спасительную силу красоты"

Красота объединяет людей?

Владимир Рецептер: Хотелось бы верить, что да. Призвана объединять. Но люди, со своей стороны, должны быть готовы к этому объединению. И вот "всемирная отзывчивость", которую открыл в Пушкине Достоевский, и заставляет меня полжизни заниматься Пушкиным, пытаясь каждый раз понять его для себя и для зрителей, для моих молодых актеров, для моих студентов. Когда мы вместе включаемся в такого рода процесс, мы выходим из него уже несколько другими. И в этом величайшая роль всей русской культуры; и Федора Михайловича, и Александра Сергеевича особенно.

Эта идея Достоевского - "красота спасет мир" - не была ли она эстетической и моральной утопией? Как вы думаете, он понимал бессилие красоты в преображении мира?

Владимир Рецептер: Я думаю, что он верил в спасительную силу красоты. После того, что с ним самим случилось, он не мог не поверить в это. Он считал последние секунды своей жизни - и был спасен за несколько мгновений до, казалось, неминуемой казни, гибели. Герой рассказа Достоевского "Сон смешного человека", как известно, решил застрелиться. И пистолет готовый, заряженный лежал перед ним. А он заснул, и ему приснился сон, что он в себя выстрелил, но не умер, а оказался на какой-то другой, достигшей совершенства планете, где жили исключительно добрые и красивые люди. Он потому и "Смешной человек", что в этот сон поверил. И в этом же прелесть: сидя в своем кресле, спящий понимает, что это - утопия, сон и что это - смешно. Но по какому-то странному стечению обстоятельств верит в этот сон и рассказывает о нем, как о яви. Ласковое изумрудное море тихо плескало о берега и лобызало их с любовью, явной, видимой, почти сознательной. Высокие, прекрасные деревья стояли во всей роскоши своего цвета..." Он рисует райскую картину, абсолютно утопическую. Но утопическую с точки зрения реалистов. А с точки зрения верующих людей это вовсе не утопия, а сама правда и сама вера. Я, увы, поздно начал размышлять об этих, самых главных, вещах. Поздно - потому что ни в школе, ни в университете, ни в театральном институте в советское время этому не учили. А ведь это - часть культуры, которая была выслана из России как нечто ненужное. Русскую религиозную философию посадили на пароход и отправили в эмиграцию, то есть в изгнание... И так же, как "Смешной человек", Мышкин знает, что он смешон, но все равно идет проповедовать и верит, что красота мир спасет.

"Красота - это не одноразовый шприц"

От чего сегодня надо спасать мир?

Владимир Рецептер: От войны. От безответственной науки. От шарлатанства. От бездуховности. От наглого самолюбования. От хамства, злобы, агрессии, зависти, подлости, пошлости... Тут спасать и спасать...

Вы можете припомнить случай, когда красота спасла ну если не мир, то хоть что-нибудь в этом мире?

Владимир Рецептер: Красоту нельзя уподобить одноразовому шприцу. Она спасает не уколом, а постоянством своего воздействия. Где бы ни появилась "Сикстинская Мадонна", куда бы ее ни забросила война и беда, она лечит, спасает и будет спасать мир. Она стала символом красоты. А Символ веры убеждает Создателя в том, что молящийся верит в воскресение мертвых и жизнь будущего века. У меня есть друг, известный актер Владимир Заманский. Ему девяносто, он воевал, победил, попадал в беду, работал в театре "Современник", много снимался, многое перенес, но не растратил веру в красоту, добро, гармонию мира. И можно сказать, что его жена Наталья Климова, тоже актриса, своей редкой и духовной красотой спасала и спасает моего друга...

Они оба, я знаю, глубоко верующие люди.

Владимир Рецептер: Да. Я скажу вам по большому секрету: у меня удивительной красоты жена. Она вышла из Днепра. Говорю так, потому что мы с ней встретились в Киеве и именно в Днепре. И оба не придали этому значения. Я ее пригласил пообедать в ресторан. Она сказала: я не так одета, чтобы идти в ресторан, я в майке. Я тоже в майке, сказал я ей. Она сказала: ну да, но вы - Рецептер, а я пока еще нет... И мы стали дико смеяться оба. А кончилось... нет, продолжилось тем, что с этого дня в 1975 году она меня спасает...

Красота призвана объединять людей. Но люди, со своей стороны, должны быть готовы к этому объединению. Красота - это путь. Путь человека к Богу

Разрушение Пальмиры боевиками ИГИЛ - не злая ли это насмешка над утопической верой в спасительную силу красоты? Мир пронизан антагонизмами и противоречиями, полон угроз, насилия, кровавых столкновений - и никакая красота никого, нигде и ни от чего не спасает. Так, может, хватит твердить, что красота спасет мир? Не пора ли честно признаться самим себе, что сам этот девиз - пустой и лицемерный?

Владимир Рецептер: Нет, я так не думаю. Не стоит, как Аглая, отгораживаться от утверждения князя Мышкина. Для него это не вопрос и не девиз, а знание и вера. Вы правильно ставите вопрос о Пальмире. Это мучительно больно. Мучительно больно, когда варвар пытается уничтожить полотно гениального художника. Он не спит, враг человеческий. Не зря именно так называют дьявола. Но не зря наши саперы остатки Пальмиры разминировали. Они спасали саму красоту. В начале нашего разговора мы с вами согласились в том, что это утверждение не должно быть вырвано из своего контекста, то есть из обстоятельств, в которых оно прозвучало, кем сказано, когда, кому... А ведь существует еще подтекст и надтекст. Существует все творчество Федора Михайловича Достоевского, его судьба, приведшая писателя именно к таким, кажущимся смешными, героям. Не забудем, что очень долгое время Достоевского просто не пускали на сцену... Будущее не случайно названо в молитве "жизнью будущего века". Здесь имеется в виду уже не буквальное столетие, а век как пространство времени - мощное, бесконечное пространство. Если оглянуться на все катастрофы, которые претерпело человечество, на несчастья и беды, через которые прошла Россия, то мы станем очевидцами беспрерывно длящегося спасения. Поэтому красота спасала, спасает и будет спасать и мир, и человека.

Владимир Рецептер. Фото: Алексей Филиппов/ТАСС
Визитная карточка

Владимир Рецептер - народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор Санкт-Петербургского государственного института сценических искусств, поэт, прозаик, пушкинист. Окончил филологический факультет Среднеазиатского университета в Ташкенте (1957) и актерский факультет Ташкентского театрально-художественного института (1960). С 1959 года выступал на сцене Ташкентского русского драматического театра, приобрел известность и получил приглашение в Ленинградский Большой драматический театр благодаря роли Гамлета. Уже в Ленинграде создал моноспектакль "Гамлет", с которым объездил почти весь Советский Союз и страны ближнего и дальнего зарубежья. В Москве много лет выступал на сцене Зала имени П. И. Чайковского. С 1964 года снимался в кино и на телевидении, поставил моноспектакли по Пушкину, Грибоедову, Достоевскому. С 1992 года - основатель и бессменный художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге и театра "Пушкинская школа", где поставил более 20 спектаклей. Автор книг: "Актерский цех", "Письма от Гамлета", "Возвращение пушкинской "Русалки", "Прощай, БДТ!", "Ностальгия по Японии", "На Фонтанке водку пил", "Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта", "День, продлевающий дни" и многих других.

 

 

 

 

«Имя Владимира Эммануиловича Рецептера стоит в ряду тех прославленных актерских имен, которые не требуют отдельного представления. Народное при­знание и известность он получил благодаря блиста­тельному исполнению крупнейших ролей мирового и отечественного репертуара на сцене БДТ под руко­водством Г.А. Товстоногова, возрождению яхонтовской традиции – жанра моноспектакля (достаточно вспом­нить прогремевший на всю страну «Гамлет»), широкой концертной деятельности, созданию пушкинской лите­ратурно-драматической студии, участию в знаменитых фильмах и телефильмах, постановке пушкинских спек­таклей, а также - обширному литературному творчеству и литературоведческим исследованиям, посвященным наследию А.С. Пушкина. Рецептер принадлежит к числу редких художественных индивидуальностей, чей много­гранный талант нашел яркое воплощение в различных видах художественного творчества.

Богатый театральный опыт В. Рецептера позволил ему в 1992 году воплотить идею создания Пушкинско­го театрального центра с его колоссальной художес­твенной программой в культурном пространстве Пе­тербурга и России. Под руководством В.Э. Рецептера Пушкинский центр реализует четыре вида деятельнос­ти – театральную, фестивальную, издательскую и педа­гогическую. Среди его начинаний: Всероссийские Пуш­кинские театральные фестивали в Пскове – Пушкинских Горах, завоевавшие в России художественный авторитет и известность, а также конференции, издательские про­екты, другие акции. Весной 2006 года на базе центра был создан и возглавлен Рецептером первый в мире театр Пушкина – Театр-студия «Пушкинская школа»».

Право Информ. 2010. 8 февраля

 

 

«Признаюсь, дорогой чита­тель: впервые узрев на афише фамилию «Рецептер», я улыб­нулся. Мол, вот была бы при­метная, с «медицинским укло­ном», эстрадная пара: «Рецептер и Аптекман»! (Для популярных артистов «Ленконцерта» Аркадия Стучкова и Юрия Аптекмана, как и для многих иных их коллег, я тогда – параллельно с работой в газете – немало сочинил па­родийных куплетов и стихотворных фе­льетонов). Однако, когда в тот же вечер на сцене Концертного зала, что у Фин­ляндского вокзала, увидел его Гамлета, испытал ошеломление.

Прежде мне уже доводилось встреча­ться с принцем датским (в столичном Театре имени Маяковского легендар­ную роль исполнял сорокалетний кино­красавец Евгений Самойлов, а у нас, в Александринке, – тоже не первой моло­дости Бруно Фрейндлих), однако на сей раз всю шекспировскую пьесу моло­денький Владимир Рецептер выдал – без партнеров, без декораций – один! Причем по всему чувствовалось: этому «премьеру» меньше всего хотелось уди­вить зрителя экстравагантностью фор­мы или актерской техникой. Очень по-своему на наших глазах он подробно ис­следовал трагедию необыкновенной личности, реагирующей на события и время не как все.

Потом, будучи верным зрителем БДТ, я раз за разом всё больше открывал его там... Далее он обрадовал меня своей поэзией... После счастливо случилось и личное зна­комство...

Почти сорок лет назад, оказавшись по командировке в Ташкенте, заглянул я к Ген­надию Мара-Новику: когда-то мы вместе учились «на журналиста» в ЛГУ, а теперь Ге­на редактировал главную республиканскую молодежную газету «Комсомолец Узбеки­стана». Конечно, после двадцатилетней раз­луки воспоминаний было хоть отбавляй. Когда прощались, Гена вдруг сказал: «А зна­ешь, ваш знаменитый Рецептер свои первые стихи опубликовал именно здесь, в нашей «молодежке»...»

Впрочем, в ту далекую пору поэтические творения Рецептера чаще появлялись в мно­готиражке Среднеазиатского университета (где он учился «на филолога»), которая называлась «За сталинскую науку». Скоро там же, в Ташкенте, выпустил книжку «Актерский цех». А я впервые восхитился его строками, когда в журнале «Юность» прочел: «Десятиклас­сники знать не желают класси­ки...» Эти стихи, конечно же, сегод­ня актуальны еще больше: «Им наплевать, что жил когда-то в древности/ английский драматург Вильям Шекспир...» Слава Богу, кое-кто из них приходит в театр, где порой случается чудо: «И  занавес  потертый  раз­двигается,/ и сцена освещается, и тут/ вы­ходит парень, с королем ругается,/ а парня принцем Гамлетом зовут...» Поскольку этот самый принц «злому веку не желает кла­няться», сверстникам в зрительном зале он вполне по душе. Но вот опустился занавес: «И  кончился  Шекспир, который классика,/ и  начался  Шекспир,  который – жизнь...»

Потом, после редакции узбекской «молодежки», оказался я в Ташкентском русском драматическом театре, где давно мне знако­мая Ольга Александровна Чернова, главреж, рассказала, как мощно когда-то на этой сце­не студент местного Театрального института Володя Рецептер в ее спектакле «Престу­пление и наказание» играл Раскольникова. А еще – в постановке Александра Семенови­ча Михайлова – Гамлета (который-то и стал как бы прологом к тому знаменитому монос­пектаклю). И другие роли. Зрители шутили: «У вас не репертуар, а рецептуар!»

Летом 1962-го они гастролировали в Москве, и на Рецептера, который явил сто­личному и приезжему зрителю не только Га­млета, обрушилась воистину всесоюзная слава. К тому же сразу семнадцать театров стали зазывать «звезду сцены» к себе. Вдруг – звонок из Ленинграда: «Владимир Эммануилович, говорит Товстоногов. Пожалуй­ста, не принимайте ничьих предложений. Считайте, что вы уже работаете в Большом драматическом...» Ну а здесь, на так назы­ваемом «показе худсовету», Рецептер потряс присутствующих прежде всего тем, что отка­зался от помощи Толубеева с Мамаевой (ко­торые могли «подыграть», ведь в Алексан­дринке исполняли роли Полония и Офе­лии) и – ко всеобщему изумлению – всё за всех выдал сам!

И мне представляется совсем не случай­ным, а, наоборот, закономерным, что и Чац­кого (эту роль Рецептер у Товстоногова бу­квально вытребовал), и Тузенбаха он являл нам «в очередь» именно с Сергеем Юрским – актером тоже не только талантливым, но и мудрым, вдобавок лично для меня давно являющимся эталоном человеческой нрав­ственности. И ведь к тому же оба оказались великолепными как режиссеры (поэтому Товстоногов к своей профессии их ревновал, что, увы, привело к расставанию), как драма­турги, как прозаики, как поэты. И если кто из них ставил телеспектакль, то непременно приглашал для участия в нем другого. Так что совсем не случайно Владимир потом на­пишет Сергею: «..Я благодарен тебе за Ро­берта Кона, которого ты поручил мне в сво­ей «Фиесте»... И за Пушкина, которого сы­грал ты в моем «Вазир-Мухтаре»...»(А сам Рецептер и в «Смерти Вазир-Мухтара», и в «Кюхле» представал Грибоедовым. – Л.С.) Я благодарен тебе за то, что ты делаешь се­годня, отвечая за многих, а может быть, и за всех. Кого я могу назвать, сравнивая с тобой в самостоянии художника и поисках новых смыслов актерского ремесла?..»

Еще среди других его ролей особенно бла­годарно вспоминаю Эраста в «Бедной Ли­зе». А в знаменитых «Мещанах» – Петра Бессеменова, причем вовсе не меланхолика, лишенного настоящей воли (как прежде театры чаще всего решали сей характер), но человека, в отношениях с отцом способного и на «взрыв», и на трудное понимание их обоюдной «правоты»... Одновременно со спектаклями выходили его фильмы, из кото­рых мне больше запомнились «Лебедев про­тив Лебедева», «Поезд милосердия», «Мой папа – идеалист»...

Однажды он предложил Товстоногову сделать инсценировку из двух частей шек­спировского «Генриха IV», и тот идею одоб­рил. Рецептер спросил: «Георгий Алексан­дрович, если пьеса получится, вы позволите спектакль поставить мне?» В ответ услышал что-то неопределенное... Пьеса получилась, но Товстоногов сказал: «Ставить буду я, а вы, Володя, – играть принца Гарри». Ну что ж, значит, так тому и быть... По признанию самого главрежа, репетировал Рецептер за­мечательно. Однако вдруг раскрылась тай­на: эту же роль предложили и Олегу Борисо­ву. В конце концов, уже перед самой премье­рой Товстоногов сделал окончательный вы­бор: Борисов... Один Бог знает, как его серд­це тогда не разорвалось...

Но сдюжил. И даже хватило сил к столе­тию Александра Блока сквозь разные тер­нии и подводные камни всё же «пробить» на Малой сцене свою постановку его пьесы «Роза и крест». А затем там же – тоже в сво­ем, по рассказам Достоевского, моноспекта­кле «Лица» – блистательно сыграть семерых персонажей... И после он с Театром на Фон­танке попрощался...

Помнится, в середине семидесятых, накануне очередного дня рождения любимо­го его Александра Сергеевича Пушкина, Ре­цептер мне темпераментно втолковывал:

– Что же это такое – пушкинская драма? Как войти в ее мир? Это необычная кон­кретность предположенных автором об­стоятельств и в то же время какой-то гло­бальный охват мироздания... Необходимость психологической достоверности и строгая музыкальная организованность стихотвор­ных и прозаических текстов... Таинственные ремарки, головокружительная краткость сцен... Страсти, крушения, вершины... Тут трудности неимоверные для практики. Ка­жется, что при всей разности «Бориса», «Маленьких трагедий» и поздних опытовПушкина-драматурга их следует изу­чать и пробовать осуществить на сцене не разно, а вместе, как части единого ми­ра...

И следовал вывод: драматическая си­стема Александра Сергеевича до сих пор останется недосягаемой, пока какой-ни­будь коллектив не начнет систематиче­ской, целеустремленной работы над этой системой...

Что же, этот коллектив, литературно-драматическую студию под покрови­тельством «Ленконцерта», он создал. И спустя короткое время в зрительном зальчике Музея-квартиры Достоевского увидел я грустную историю про мельни­ка, его дочь, князя... И когда прозвучали последние слова этой обрывающейся на полуслове драмы («Откуда ты, прекрас­ное дитя?»), в действие вступила... сама рукопись «Русалки». Да, факсимильные страницы (конечно, многократно увели­ченные) оказались в остром луче света, и Рецептер заставлял нас как бы приоб­щиться к своей скрупулезной работе ли­тературоведа-исследователя. И узнали мы, что сцены «Русалки», оказывается, уже сто сорок пять лет публикуются в не­правильном, «не пушкинском», порядке. А вот если ошибку исправить... И тогда спектакль сделал неожиданный поворот: сцены поменялись местами, исполните­ли – тоже, и мы вдруг поняли про мель­ника, его дочь и князя нечто совсем новое. Спектакль назывался «Предположение о «Русалке»»... А во втором отделении герой моего повествования с Иваном Краско необычно играли «Моцарта и Сальери» – исследуя самую связанность этих героев, их сиюминутное общение...

И вот уже восемнадцать лет неугомонный Рецептер руководит Государственным Пушкинским театральным центром, кото­рый проводит фестивали в Москве, по Рос­сии (например, ежегодные в Пскове) и за ру­бежом. У центра есть своя издательская се­рия, на его базе работает театральная студия «Пушкинская школа», где Владимир Эммануилович – народный артист России, лауре­ат Государственной и других премий – с уче­никами ставит хорошие спектакли (в кото­рых иногда играет сам) и вообще наставляет их уму-разуму...

Не забуду, как летним месяцем близ вод Финского залива, в доме твор­чества «Театральный», с утра до ве­чера (отрываясь лишь на короткую выгулку двух смешных пекинесов) корпел он над очередной рукопи­сью. Иногда проверял только что написанное на мне. И вот теперь этот вели­колепный «гастрольный роман» – «Жизнь и приключения артистов БДТ» (в котором среди других персонажей, между прочим, оказался незабытым и автор этих строк) – в моей домашней библиотеке. Еще там – «Прощай, БДТ!», «Ностальгия по Японии», «Записки театрального отщепенца». И ро­ман под названием «Узлов, или Обращение к Казанове», который очень трогательными словами предварил Александр Моисеевич Володин. Вообще на потрясающих знаком­цев Рецептеру удивительно повезло, вернее – он их заслужил: вот и Анна Андреевна Ах­матова подарила ему свой «Реквием», тогда для посторонних глаз абсолютно тайный; и Павел Григорьевич Антокольский с собра­том по перу не только дружил, но и посвятил ему хорошие стихи; и Дмитрий Сергеевич Лихачев к его историко-литературным по­искам и находкам был весьма внимателен...

Так и живет этот – в едином лице – актер, поэт, романист, филолог-исследователь, тво­рец не существовавшего никогда прежде Те­атра Пушкина: «Ты видишь, перемены/ судь­ба мне не дала/вновь от стола до сцены,/от сцены до стола...»

Попробуй, дорогой читатель, разыскать хотя бы один его поэтический томик и про­читать ну, допустим, вот это: «Когда маячит крепость/ над невскою водой,/ любая роль – нелепость/ пред собственной судьбой...» Или: «О, Господи, прости мне Прагу,/ прости бессилие и страх,/ и то, что я костьми не ля­гу/ на ленинградских площадях...». А еще луч­ше – раздобудь книжку «Прощание с би­блиотекой», куда вошел и цикл стихотворе­ний «Савкина горка» («Михайловская по­весть»), на одном дыхании, за три недели 2006-го, созданный в том чаровном месте пушкинского изгнания. И ты непременно убедишься в правоте скупого на комплимен­ты Александра Кушнера, который считает, что наш сегодняшний юбиляр «являет собой редчайший образец подлинного поэта, сумев­шего стать еще и очень хорошим актером».

Когда-то я ему написал: «Артист, поэт и драматург,/ создатель Пушкинского цен­тра,/ тебя запомнил Петербург/ с того да­лекого концерта/ Ты не сбивался на фаль­цет,/ сполна познал лихую долю/ Рецептер – это как рецепт/ на Независимость и Волю!» По-моему, так оно и есть...»

Лев Сидоровский. «Вновь от стола до сцены...»

//Невское время. 2010. 13 февраля

 

 

 

 

 

«14 февраля 2010 года актер, режиссер, писатель и литературовед Владимир Эммануилович Рецептер отметил 75-летие. Телеканал «Культура» в этот день показал программу «Ты видишь, перемены судьба мне не дала», посвященную Рецептеру (начало в 15:50). 15 февраля в нашем эфире – телеспектакль «Смерть Вазир-Мухтара» по роману Юрия Тынянова (начало в 14:00). Режиссер и исполнитель главной роли – Владимир Рецептер.
 

Не люди правят временами,
а времена владеют нами;
нам остается лишь одно:
вертеть колесики, как белкам,
и, привыкая к переделкам,
идти со временем на дно...

Потом
над нашими словами
лета покатятся волнами,
неуправляемы никем;
а нам казалось - наглецами,
творцами видимых систем...

Что делать?..
Запастись покоем.
А если мы чего-то стоим,
то, поминая времена,
которые владели нами,
спасительными письменами
напишут наши имена...

                                    

(«А. Кушнеру». Владимир Рецептер, 2001)
 

Имя (...) Владимира Рецептера, к сожалению, звучит намного реже, чем он того заслуживает. Но зато его вспоминают в самых разных контекстах: «Иногда я пишу стихи, иногда прозу, иногда режиссирую, иногда играю, иногда занимаюсь наукой – текстологией и литературоведением, поскольку я закончил филологический факультет университе

 

29.09.2016 14:32:00

Сердце не камень