Пушкинский центр > Художественный руководитель > Интервью > 2009. 5 июня. Невское время. Россия должна поступить в Пушкинскую школу

 

Дорогие друзья,

поздравляем вас с днем рождения Александра Сергеевича Грибоедова!

Сегодня мы хотим поделиться с вами видеозаписью спектакля «Горе от ума» в постановке Владимира Рецептера. Посмотреть ее можно в официальной группе театра «Пушкинская школа» в социальной сети ВКонтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

Бессмертная комедия Грибоедова не теряет актуальности и в наши дни: стихотворные строки давно разошлись на цитаты, а конфликт отношений общества и свободной личности по-прежнему остается неразрешимым.

 Дорогие зрители,

сегодня мы хотим поделиться с вами видео, в котором студенты Владимира Рецептера читают стихи, написанные Пушкиным во время болдинского затворничества.

Из-за эпидемии холеры поэт целых три месяца не может выехать из нижегородского имения. Обстоятельства складываются так, что этот период оказывается самым плодотворным в его биографии. «Болдинская осень» заканчивается для Пушкина 5-го декабря (18 декабря по новому стилю): поэт возвращается в Москву.

Посмотреть видео вы можете в группе театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в социальной сети ВКонтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

 Уважаемые зрители!

В соответствии с Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 02.12.2020 г. № 1027 мы вынуждены отменить следующие спектакли:


16. 12 «Горе от ума» (Дворец Белосельских-Белозерских)
17. 12 «Дубровский»
(Дом Кочневой)

18. 12 «Плутни Скапена»
(Дом Кочневой)

5.01 «Плутни Скапена»
(Дом Кочневой)
6.01 «Сказка о Салтане и Гвидоне» (Дом Кочневой)
8. 01 «Женитьба»
(Дом Кочневой)

Сдавайте купленные билеты в местах их приобретения.

 Уважаемые зрители!

В соответствии
с Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 02.12.2020 г. № 1027, Приказом Министерства культуры РФ от 02.12.2020 г. №1564 и сложившейся эпидемиологической обстановкой мы вынуждены отменить следующие спектакли:


13. 01 «Барышня-крестьянка» (Дом Кочневой)
15. 01 «Конец Казановы»
(Дом Кочневой)

17. 01 «Цыганы»
(Дом Кочневой)

22.01 «Ревизор» (Дворец Белосельских-Белозерских)
23.01 «Свадьба Кречинского»
(Дом Кочневой)

24. 01 «Укрощение строптивой»
(Дом Кочневой)

25.01 «Дубровский»
(Дом Кочневой)

29.01 «Недоросль»
(Дворец Белосельских-Белозерских)

Билеты подлежат возврату в кассы.
Справки по телефонам: +7 921 922 57 73, +7 921 784 28 48

P.S. Пользуясь случаем, поздравляем вас с наступающим Новым годом, желаем крепкого здоровья и очень надеемся на встречу в феврале.

Уважаемые зрители!

3 ноября в 19:00 в рамках всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств» состоится онлайн-трансляция спектакля Владимира Рецептера «Свадьба Кречинского». Спектакль вы можете увидеть в официальной группе театра в социальной сети «ВКонтакте»: 

https://vk.com/pushkincentre 

Вы можете приобрести билеты на наши спектакли онлайн нажав эту на кнопку у нашего партнера BigBilet.Ru

Театр Пушкинская Школа ВКонтакте   Театр    Instagram

 Театр «Пушкинская школа Владимира Рецептера» готовится к открытию своего пятнадцатого сезона!


Дорогие зрители, мы соскучились по живому общению с вами и хотим сделать все возможное, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно на наших спектаклях.
В театральных помещениях установлены специальные приборы, полностью обеззараживающие воздух, регулярно проводится уборка с применением дезинфицирующих средств, а туалетные комнаты оснащены санитайзерами.
В свою очередь, мы просим вас соблюдать несколько простых правил присутствия в театральных залах:
- держать социальную дистанцию в 1,5 метра
- измерять бесконтактным способом температуру при входе в театр
- носить на лице защитную маску или респиратор (их можно будет приобрести в автомате у входа в театр)

Наши администраторы помогут вам занять места в зрительном зале в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.
Обращаем ваше внимание, что при температуре тела выше 37 градусов и/или наличии визуальных признаков респираторных заболеваний (кашель, насморк, слабость), зритель на мероприятие не может быть допущен.
С требованиями стандарта Роспотребнадзора вы можете ознакомиться по адресу: 
www.gov.spb.ru/gov/otrasl/
c_culture/news/1959..

Просим вас отнестись к сложившейся ситуации с пониманием.
Берегите себя и до встречи в театре!

Сегодня мы поздравляем с днем рождения ведущего артиста театра, режиссера и педагога Дениса Волкова!

Желаем ему вдохновения, гармонии, новых творческих открытий и любви зрителей!

 Уважаемые зрители,
сообщаем вам об изменениях в ноябрьской афише:
15.11.2020 будет показан спектакль «Гамлет» 
(начало в 18:00)
22.11.2020 будет показан спектакль «Свадьба Кречинского»
(начало в 18:00)

 Уважаемые зрители!
Мы очень ждем встречи с вами, но, учитывая рост заболеваемости в городе, опасаемся за вашу безопасность. В связи с этим мы вынуждены отменить спектакли «Капитанская дочка» — 23 октября, «Укрощение строптивой» — 24 октября, «Ревизор» — 25 октября, «Сказка о Салтане и Гвидоне» — 26 октября, «Невский проспект» — 3 ноября, «"Сказка о золотом петушке" и другие» — 9 ноября, «Горе от ума» — 17 ноября и «Ревизор» — 18 ноября.

Пожалуйста, следите за обновлениями в афише на сайте театра.
Желаем всем терпения и крепкого здоровья!

Уважаемые зрители, сегодня 19 октября и мы от всего сердца поздравляем вас с пушкинским Днем лицея!


Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

В этот праздничный день мы хотим поделиться с вами видео, где студенты Владимира Рецептера читают стихи А. С. Пушкина. Посмотреть его можно в группе театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в социальной сети ВКонтакте:
https://vk.com/pushkincentre

Уважаемые зрители, поздравляем вас с днем рождения Михаила Юрьевича Лермонтова!

Сегодня мы хотим поделиться с вами видеозаписью спектакля «Маскарад». Посмотреть ее можно в группе театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в социальной сети ВКонтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

В постановке Владимира Рецептера лермонтовские персонажи становятся жертвами собственных страстей. Всех увлекает за собой стихия маскарада, где шутят, злословят и морочат друг друга, не боясь быть узнанными. Цепь интриг, лжи и опасных откровений втягивает героев в водоворот трагедии.

Уважаемые зрители! Приносим свои извинения, но спектакли "Дубровский", "Цыганы" и "Барышня-крестьянка" в октябре не будут показаны. Следите за обновлениями в афише на сайте театра.

В. С. Непомнящий

Мы должны помнить Непомнящего. Пишу это для него и для нас, грешных и часто беспамятных.

Валентин Непомнящий был и останется образцом высокого пограничья, научного и писательского. Он долго стоял на страже того Пушкина, который для нас равен самой России.

Филология Непомнящего перетекала в иссякшее и разрушенное ныне искусство чтеца и равнялась этой должности в храме. Именно в его чтении растворялись концепции и звучащее понимание становилось безупречным. Недаром его непрерывный семинар назывался «Пушкинскими чтениями».

Память Непомнящего казалась феноменальной, а масштаб личности повышал возможности времени. И чем скромнее занимаемая им должность, тем значительнее выходил результат труда. В журнале «Вопросы литературы» много лет он был незаменим, став лидером и притягательным центром.

Медальный профиль Валентина можно считать одним из множества пушкинских автопортретов.

Ему удавалось найти в любимых текстах еще не открытую смысловую сущность. И из посвященного он превращался в просветителя. Сказки ли это были, стихотворные циклы или роман в стихах, прочтенный и откоментированный по главам, собрание ли сочинений Пушкина, составляемое как повременная хроника жизни и творчества – все было и остается для нас открытым и живым кладом.

Валентин Непомнящий – «почтенный председатель» не только как председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН на Поварской, но и как раздвоенный герой «Пира во время чумы». Еще не знаю точно, но показалось, что именно пандемия, чума 2020-го года, готовила свою роковую подножку, а Валентин Семенович, как истинно верующий Священник, пытался остановить кощунственное непонимание оберегающего нашу духовную жизнь Пушкина.

В. С. Непомнящий оставил нам много глубоких и восторженно-заразительных книг о Пушкине. Он был добр и чуток к другим, думающим по-другому пушкинистам, ничто не могло лишить его врожденного благородства. В фестивальной жизни Пушкинского центра и в моей личной он был и до конца будет другом и братом. Царствие ему Небесное.

Владимир Рецептер   

17. 09. 2020

Уважаемые зрители!

22 августа наша страна отмечает День Государственного флага России.

В этот день мы предлагаем вашему вниманию спектакль «Полтава». Посмотреть его можно в группе театра «Пушкинская школа» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre

Драма Марии, дочери Кочубея и крестницы гетмана Мазепы, ставшей его любовницей вопреки воле родителей и церковным запретам, вдохновила Пушкина на создание одного из самых противоречивых женских образов в русской поэзии. Среди исторических персонажей спектакля – российский император Пётр I и шведский король Карл XII, вступившие под Полтавой в жестокую битву, ставшую переломным моментом в Северной войне.




 Уважаемые зрители!


Поздравляем с Международным днем молодежи и предлагаем вашему вниманию моноспектакль Сергея Хайменова «Гамлет». Посмотреть его можно в группе нашего театра в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre

Молодой актер, идя по стопам Владимира Рецептера, на протяжении многих лет игравшего «Гамлета» в одиночку, восстанавливает «связь времен» и встречается с трагедией Шекспира один на один. Гамлет в его исполнении – интеллектуал с трагическим мироощущением, человек без кожи, для которого «законом стало сердце». Герой не может мириться с ложью, несправедливостью и несовершенством мира. Этот Гамлет до последнего вздоха борется за право оставаться собой.


 Уважаемые зрители!

8 августа (суббота) в 19:00 в программе «Большие гастроли-онлайн» будет показан спектакль «АНДЖЕЛО, или "...НИЧЕГО ЛУЧШЕ Я НЕ НАПИСАЛ"».


Спектакль Владимира Рецептера включает в себя полный текст драматического шедевра А. С. Пушкина – поэмы «Анджело», сцены из комедии У. Шекспира «Мера за меру» на английском языке, а также фрагменты сочинения Луция Аннея Сенеки «О милосердии», впервые переведенного с латинского языка Михаилом Поздневым. Оба эти произведения были знакомы Пушкину. В спектакле мы видим поэта, который начал переводить пьесу Шекспира, но так вдохновился ею, что создал собственное произведение.

«Анджело или “...ничего лучше я не написал“» — поэтическое исследование процесса рождения гениальной пушкинской версии, во многом переосмыслившей оригинал.

Выберите любой способ подключения к трансляции:

1. Подпишитесь на соцсети «Большие гастроли» и получайте уведомления о начале прямого эфира
— ВКонтакте — vk.com/bolshiegastroli
— Одноклассники — ok.ru/bolshiegastroli
— Facebook — https://www.facebook.com/BolshieGastroli/
2. Подпишитесь на YouTube–канал «Большие гастроли»
 —www.youtube.com/c/БольшиеГастроли
3. Или на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе ONLINE нажмите на
кнопку «Интернет-трансляции» — большиегастроли.рф/theatre-online/

Генеральный информационный партнер — ТАСС
Эксклюзивный партнер — Радио JAZZ 89.1 FM — radiojazzfm.ru
Партнеры: Культура.РФ, «КudaGo», интернет-издание Teatral-online.ru, проект «Культурный сезон на ОТР», «Известия», Яндекс.Афиша, «Ваш Досуг», интернет-журнал Мнение — mnenieguru.ru, «Отдых с детьми» -OSD.ru, Газета «Культура» — portal-kultura.ru, МЕЛ — mel.fm, РИАМО — riamo.ru

Напоминаем, «Большие гастроли-онлайн» — это уникальный онлайн-проект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ, который стартовал 26 марта 2020 года в период введения повышенных мер безопасности для профилактики распространения коронавирусной инфекции. Когда сотни туров программы «Большие гастроли» были отменены, из спектаклей региональных, ведущих театров страны и стран ближнего зарубежья была собрана программа ежедневных онлайн-трансляций. За один показ спектакль могут увидеть от нескольких сотен тысяч до миллиона зрителей. транслировались в программе.

Интернет-аудитория всероссийского гастрольного проекта Министерства культуры РФ уже охватывает более 21 миллиона зрителей.

Уважаемые зрители,
поздравляем вас с Днем России! 
Пусть душу каждого греет любовь к Родине.

Кроме того, на днях исполнилось 348 лет со дня рождения основателя нашего города — Петра I.

В этот праздничный день мы предлагаем вашему вниманию спектакль «Странный монарх».
Посмотреть его можно в группе нашего театра в социальной сети Вконтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

Поздравляем всех с Пушкинским днем России и Днем русского языка!

«Русский язык — это выразительный и звучный, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность» (А.С.Пушкин)

Сегодня исполняется 221 год со дня рождения поэта.

Приглашаем вас посмотреть спектакль нашего театра «Сцены из рыцарских времен» в социальной сети Вконтакте:https://vk.com/pushkincentre

Уважаемые зрители!

К 75-летию Великой Победы Государственный Пушкинский театральный центр и театр «Пушкинская школа» подготовили выступление, с которым можно ознакомиться в группе театра в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre   

Поздравляем всех с праздником! Мирного неба над головой!


Постановление об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса спектакля, при угрозе возникновения ч.с. в разделе "Документы".

Театр "Пушкинская школа Владимира Рецептера" поздравляет всех с Днем работника культуры! Желаем творческих успехов, удачных постановок и зрительской любви!

10 декабря состоялась  ПРЕМЬЕРА спектакля 
""Сказка о золотом петушке" 
и другие!"
Премьера прошла с большим успехом. Спектакль понравится взрослым и детям: своей лёгкостью
и одновременно глубиной. 
В постановку вошли четыре произведения великого русского поэта: «Сказка о медведихе», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке», а роли в спектакле исполнили сразу три поколения учеников Владимира Рецептера. 


Пушкинский центр 
поздравляет коллектив, работавший над созданием спектакля 
«Укрощение строптивой»,
с премьерой, которая была тепло встречена зрителями.
Желаем дальнейших творческих успехов и любви зрителей! 

Сезон открыт! До встречи на спектаклях!

В команде спектакля "Горе от ума" прибавление! Поздравляем Наталью Крутик с вводом на роль Графини-бабушки, и молодых актрис, студенток первого курса Полину Докукину, Дарью Мокроусову и Елизавету Смирнову с дебютом на сцене Пушкинской школы в ролях княжон Тугоуховских!

18 сентября спектакль "Недоросль" будет впервые исполнен в обновленном составе - роль госпожи Простаковой сыграет Екатерина Новикова, роль Еремеевны - Наталия Гулина, а роль Тришки - Иван Шарый. Приходите поддержать актеров и увидеть обновленный спектакль. Заказывайте билеты по телефонам 710-44-07 и 710-47-25. До встречи!

Спектакль "Барышня-крестьянка" прошел с большим успехом, был тепло принят зрителями и вызвал живой отклик у школьников! В следующий раз спектакль состоится 16 октября на сцене дворца Белосельских-Белозерских. Заказывайте билеты по телефонам 710-44-07 и 710-47-25. 

До встречи!

30 июня на сцене Учебного театра на Моховой студенты, а теперь уже выпускники Владимира Эмануиловича Рецептера получили дипломы о высшем образовании! Поздравляем молодых артистов со вступлением во взрослую профессиональную жизнь и желаем им  удачи на творческом пути.

С 5 по 10 июня в Пушкинских горах прошел IV Международный фестиваль «Михайловское-2018».

В рамках фестиваля жители и гости Пушкиногорья смогли посетить 8 спектаклей 6 театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Перми и Магнитогорска, а также творческие встречи и лекции.

Театр «Пушкинская школа» и студенты пушкинского курса РГИСИ п/р Владимира Рецептера привезли на фестиваль премьерные спектакли «Невский проспект» и «Барышня-крестьянка», а также прочли стихи Пушкина на открытой сцене музея-заповедника Михайловское. Спектакли прошли при неизменных аншлагах и были тепло приняты зрителями и критиками.


28 мая состоялась премьера спектакля "Невский проспект", которая была тепло встречена зрителями.   

Спектакль "Вальс имени Гоголя" попал в лонг-лист премии «Золотая маска», где собраны сто лучших драматических и кукольных спектаклей страны, поставленных в прошедшем сезоне:

Поздравляем создателей и участников спектакля!

 Владимир Эмануилович Рецептер стал лауреатом специальной Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»! Поздравляем!

Владимир Эмануилович Рецептер стал лауреатом специальной Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»! Поздравляем!

2009. 5 июня. Невское время. Россия должна поступить в Пушкинскую школу

Владимир Рецептер:
«Россия должна поступить в «пушкинскую школу»»

– Пушкин, казалось бы, прост и ясен. «Народный поэт, наше все», – слышится с придыханием. А что за этим кроется?
– Пушкин задал направление развития и прозе, и стихам, и театру. Он реформатор. Но вот эти горделивые общие места: «У каждого свой Пушкин» или «Пушкин наше все» – вранье, которое всегда приносило и продолжает приносить вред. Я знаю тех, кто легко обходится без Пушкина. У большинства Пушкин – общий, школьный, усредненный. Да, поэт может быть предметом обсуждения в любой компании, с любым человеком, но это не значит, что разговор будет содержательным. Пушкин писал неслыханно сжато. Ахматова назвала это «головокружительной краткостью». И вроде бы самый бесхитростный читатель узнает ту реальность, которая лежит на поверхности его строк. Но за этой осязаемой и знакомой поверхностью у Пушкина всегда ощутима бездна, вечная и неразрешимая загадка существования. Пушкинистика – большая работа ума и сердца. Вы, как личность, проживая в пушкинском мире, выстраиваете «своего Пушкина». Это может удасться вам или не удасться. Но это безумно увлекательно. И кто вступил на эту тропу, становится богачом, потому что ему есть что постигать и куда двигаться.
Мне кажется, вся сегодняшняя Россия в отсутствие сформулированных лозунгов и общих идей должна бы поступить в «пушкинскую школу». И я сознательно назвал так театр-студию. Когда актер или режиссер приступает к Пушкину, он должен обладать какой-то долей интеллекта, которая могла бы сблизить его с автором. Своих учеников я с первого курса воспитывал на пушкинском материале, чтобы они росли, умнели, взрослели, тоньшали душой. Вот из этого курса и родился театр. Теперь они мои коллеги – актеры Государственного Пушкинского театрального центра.
– Три года существует Театр-студия «Пушкинская школа», 17 лет - Пушкинский центр. Много ли молодежи к вам приходит?
– Наш зритель уже наполовину состоит из школьников и молодежи. Мы дружим с петербургским морским колледжем, с рядом школ. И я чувствую, что Pix увлекает то, что они видят и слышат. Но у нас маленькие залы, в лучшем случае на 70 человек, нам не хватает пространства. Слава Богу, есть пушкинские фестивали в Пскове, в Михайловском. Но вот как раз сейчас меня тревожит, что директора Пушкинского заповедника «Михайловское» Георгия Василевича – честнейшего, компетентнейшего, талантливейшего человека, который много помогал и помогает Театру-студии «Пушкинская школа», – мучают бесконечными проверками, как выясняется, прибегая для этого к нарушению закона. Надеюсь, что справедливость восторжествует, и дорогому мне и всем нам музейному комплексу все же дадут работать спокойно. Со второго курса мы с моими учениками стали бывать в Пушкиногорье, проводя там летние школы... Хорошо бы еще со школьной скамьи выявлять филологически талантливых детей и создавать для них факультативы, чтобы они увлеклись наукой о Пушкине, музейным делом, театром Пушкина. Тогда было бы кому продолжать работу над полным собранием сочинений поэта, потому что темпы, которыми оно сегодня издается, черепашьи. Но чтобы воспитать пушкиниста, нужна целая жизнь и здоровая доля фанатизма. Век наш, увы, меркантилен, и энтузиазма не хватает. А работы впереди очень много. «Пушкинистика ближе всего к точным наукам, потому что она накопила наибольшее количество фактов», – говорил академик Михаил Павлович Алексеев. Настоящие пуш¬кинисты, посвятившие творчеству поэта жизнь, – большая редкость. На сегодняшний день умеющих читать рукописи поэта в Пушкинском Доме не больше пяти человек. У Пушкина непростой почерк, и, чтобы его читать или расшифровывать, нужно потратить время и обрести особый навык. Я не числю себя текстологом широкого профиля. Единственное, что я хорошо знаю, – это рукопись «Русалки».
– Вы с 1976 года, с тех пор как вышла ваша первая статья, ратуете за то, чтобы рукопись «Русалки» была опубликована с последними исправлениями Пушкина, но тщетно. И только почти через 30 лет вы сами в серии «Пушкинская премьера» издали рукопись «Русалки» именно так... При перемене сцен, согласно последним указаниям автора, меняется смысл концовки – Пушкин отказывается от идеи мести.
– Что касается «Русалки», то на авторскую перестановку сцен впервые обратил внимание и напечатал в однотомнике замечательный пушкинист Борис Викторович Томашевский еще в 1924 году, но затем отказался от этого и стал печатать как все. Конечно, здесь есть определенная инерция, как в любой науке. Русская школа пушкинистики была великолепна. «Время скопческой текстологии прошло», – писал Томашевский. «Мало прочесть рукопись – надо понять, истолковать ее», – считал Сергей Михайлович Бонди. Вот с этим у нынешних текстологов «Русалки» не все хорошо.
– Вспоминается строчка из вашего стихотворения: «Господа пушкинисты, я – с вами, хоть не ваш и, пожалуй, ничей». В исследовании Пушкина вы пошли своим путем...
– У меня в запасе разные инструменты. Я филолог по образованию, текстологическим аппаратом владею, но я еще и как артист могу сыграть, а как режиссер – поставить. А проверка предположения на сцене и есть доказательство. «Кроме изучения на глаз, есть изучение на слух», – говаривал академик Алексеев. Когда актер играет, он проверяет версию на себе, как врач, вкалывает себе вакцину роли и рискует жизнью. И этого, увы, не понимают многие наши ученые-пушкинисты. Один пушкинист напечатал статью, где якобы сделал открытие. Сальери говорит Моцарту: «Постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?» Как предполагает автор, Сальери тоже хотел бы выпить из этой «чаши дружбы» и умереть вместе с Моцартом. Другой пушкинист ссылается на первого. А я ему говорю, что иначе сыграть Сальери просто нельзя. Так наверняка играл еще Щепкин, так играл я, так играл Смоктуновский. Артисты это поняли за век до пушкиноведов, а те ссылаются друг на друга и не смотрят в сторону театра. Артист проживает роль, задействован весь его организм, прежде всего ум, интуиция. И великие пушкинисты это понимали.
– Пушкин вывел Сальери отравителем, основываясь лишь на сомнительных фактах. Есть исследования, согласно которым Сальери невиновен. Однако пушкинский гений навсегда бросил тень на его имя. А ведь мог и фамилию изменить...
– В записке, которую специально оставил Пушкин, содержится ответ: «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца». Этот факт дал мощный толчок его воображению. Пушкинский Сальери и пушкинский Моцарт к реальности не имеют отношения. Его предположение – художественное открытие глубоких характеров и трагических положений: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Он сказал об этом с такой художественной силой, безупречностью и вековой определенностью, что тень пушкинской трагедии легла на жившего и реально действовавшего композитора Сальери. Такова сила гения, что сделаешь. Если бы они встретились на небесах, было бы интересно послушать их небесный диалог... Катенин писал Пушкину: «О таких вещах надо писать уголовною прозою». «Драматические изучения. Опыты драматических изучений», – вот как пробовал определить этот жанр сам Пушкин.
– Однако Пушкина вообще не так часто ставят. Почему?
– Подавляющее большинство театральных людей Пушкина боятся. Нет традиции, нет передаваемого друг другу опыта. «Почему твои актеры просто не читают, а пытаются сыграть?» – Сказал мне один хороший театральный режиссер. А я ему отвечаю: «А как же быть с «истиной страстей и правдоподобием чувствований»? Неужели Пушкин это так просто брякнул? Нет, он рассчитывал, что исполнители будут искать его страсти, его чувствования и то, как их выразить на сцене». В ответ – обширная пауза. Вот в этой паузе мы и создаем «Пушкинскую школу». Конечно, это трудно. Пушкин – бешено темпераментный и неслыханно умный. Но тем интереснее такая трудновыполнимая задача. Будем искать, как говорил Товстоногов, «природу чувств» пушкинских героев. Они могут спорить с тобой прямо на сцене и толкнуть тебя не в ту сторону, в которую ты предполагал идти. В этом радость творчества. Если бы было что-то готовое, мы бы взяли и воспользовались этим. Но готового нет. И каждый раз, на каждом спектакле – все сначала. Даже если что-то открыто сегодня, завтра этого не повторить. «Проблема роли» должна стать твоей проблемой, и тогда ты проникаешь в роль Сальери или Моцарта.
– Но у самого поэта отношения с театром не очень складывались. Поэт нелестно отзывался и о гремевших тогда актерах. «Ни наших университетов, ни наших театров Пушкин не любил», – категорически утверждал его близкий друг Нащокин...
– Ну, конечно, это утверждение декларативно. Пушкин обожал театр, иначе бы он столько не написал для него. Он был драматургом по самой строчечной сути, его эпические поэмы, его романы составлены по драматургическим законам. Даже письма его просятся на сцену! Пушкин не любил современный ему драматический театр, находился в оппозиции к нему. У него был проект совсем другого театра. А русский театр прошел мимо его проекта. Да, ему не были близки современные актеры. Ему нужна была другая актерская школа, другой способ существования на сцене... Мы, собственно, и возникли как Пушкинский театральный центр, для того чтобы попытаться посильно осуществить пушкинский проект русского театра.
Беседовала Лидия Березнякова
//Невское время. 2009. 5 июня