Пушкинский центр > Художественный руководитель > Интервью > 2009. 5 июня. Невское время. Россия должна поступить в Пушкинскую школу

Вы можете приобрести билеты на наши спектакли онлайн нажав эту на кнопку у нашего партнера BigBilet.Ru

Сегодня мы поздравляем с днем рождения Павла Сергиенко, и желаем ему счастья, здоровья, новых ролей и успешного воплощения всех замыслов!

Театр Пушкинская Школа ВКонтакте   Театр    Instagram

 

28 июля в 19:00 на сцене Дворца учащейся молодежи (Малая Конюшенная ул., д. 1) играем премьеру спектакля «Полтава»!

Политические интриги, кровопролитные сражения, трагическая любовь – «судьба человеческая» и «судьба народная» неразрывно связаны в пушкинской поэме. Вечные темы, волновавшие Пушкина, не теряют своей актуальности и сегодня. Постановка классики –непростая задача для театра и увлекательная игра для зрителя, который открывает для себя новые грани известного произведения. Владимир Рецептер, бережно сохраняя пушкинское наследие, говорит со зрителем современным сценическим языком, вдыхая новую жизнь в знакомый сюжет. 

Ждем вас на премьере, билеты уже в продаже! 

Заказ билетов и справки по телефону 8(812)710-44-07 и 8(921)922-57-73.

 С 6 по 11 июня в Музее-заповеднике Михайловское состоялся Международный фестиваль молодежных театров «Михайловское 2017», организатором которого в этом году впервые выступил Пушкинский театральный центр. В программе фестиваля – спектакли молодежных театров и театров для молодежи по русской классике. 

Театр "Пушкинская школа" прнял участие в фестивале со спектаклем "Вальс имени Гоголя", а студенты В.Э. Рецептера выступили со спектаклем-концертом "Скоморохи. Актеры. Певцы".

24 апреля состоялась премьера спектакля "Ревизор" в постановке Владимира Рецептера. Пьеса, созданная Н. В. Гоголем по мысли и сюжету А. С. Пушкина, вот уже два столетия не теряет популярности. В спектакле театра "Пушкинская школа" неспешный уклад жизни уездного города очаровывает: в нём царит хрупкая гармония, разрушенная вестью о прибытии ревизора.  Хлестаков в исполнении Ивана Мозжевилова – не пустышка, а сочинитель, с интересом наблюдающий за происходящим и окружающими. Владимиру Рецептеру удалось бережно сохранить авторскую интонацию и в то же время придать спектаклю поистине пушкинскую лёгкость.

Спектакль был тепло встречен зрителями.

Следующие премьерные спектакли состоятся 15 мая на сцене Дворца учащейся молодёжи и 16 мая на сцене Дворца белосельских-Белозерских.

Ждём вас на наших спектаклях!

25 апреля Пушкинский театральный центр отметил свое 25-летие! Коллективу центра объявлена благодарность министерства культуры РФ. Центр поздравили: губернатор Санкт-Петербурга, советник Президента РФ по культуре, председатель Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга, Союз театральных деятелей РФ и его Санкт-Петербургское отделение, художественные руководители МХАТ им. Горького, Ленкома, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Петербург-концерта, администрация ИРЛИ (Пушкинского дома), Музея-квартиры А.С. Пушкина и Музея-заповедника "Михайловское", Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Даниил Гранин, Олег Чухонцев, Валентин Непомнящий и многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства. Коллектив Пушкинского центра благодарит всех за теплые слова и добрые пожелания!

Оцените качество предоставляемых услуг в нашем театре

Оценка услуг

Уважаемые зрители!

Театр «Пушкинская школа», как бюджетное учреждение, подключен к государственной «системе независимой оценки качества услуг в сфере культуры». Под качеством услуг разработчики системы понимают не художественный уровень наших спектаклей, а вполне конкретный набор критериев, на которые мы сами не всегда можем повлиять: транспортную доступность, уровень комфорта и пр.

Важно, что эта оценка серьезно влияет на нашу повседневную жизнь: чем она выше, тем больше у театра шансов на достойное существование и выпуск новых спектаклей.

И вы, дорогие зрители, можете нам помочь. Для этого нужно потратить пару минут, чтобы поставить 11 оценок по ссылке наверху.

Или в свое следующее посещение нашего театра сделать то же самое в бесплатном терминале, который стоит в нижнем фойе, возле кофейного автомата.

Заранее благодарим за поддержу!

  Российское военно-историческое общество запустило замечательный проект о памятных датах Великой Отечественной войны:

Спектакль "Сказка о Салтане и Гвидоне" отмечен сразу двумя дипломами XXVI фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям»!
Мы поздравляем Владислава Пулина с заслуженной наградой за роль князя Гвидона, а также актерский ансамбль: Дениса Волкова, Григория Печкысева, Павла Сергиенко, Дениса Французова и Павла Хазова, отмеченный жюри фестиваля за блистательное исполнение ролей корабельщиков!
Ура!

 Решением Жюри Санкт-Петербургского общества зрителей "Театрал" Владимир Рецептер за постановку спектакля "Анджело, или "...ничего лучше я не написал"" и Иван Мозжевилов за роль Расплюева в спектакле "Свадьба Кречинского" награждаются Призом общества "Театрал"- 2016!

Поздравляем!

25 декабря состоялась премьера спектакля "Вальс имени Гоголя" по повести Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"в постановке н. а. России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера. Следующий премьерный спектакль состоится 3 марта. Ждем вас!

В журнале "Вопросы театра" опубликован текст замечательного театроведа и друга нашего театра - Ирины Бойковой - о двух премьерах юбилейного сезона - "Анджело" и "Свадьбе Кречинского".
Приятного чтения!
Начало: https://vk.cc/5WuHdy
Окончание: https://vk.cc/5WuIIj

28 ноября художественному руководителю театра, Владимиру Рецептеру была торжественно вручена премия Д.С. Лихачева за вклад в сохранение культурного наследия России! Коллектив Пушкинского театрального центра и театра «Пушкинская школа» от всей души поздравляет художественного руководителя с заслуженной высокой наградой!

ГАСТРОЛИ В МОСКВЕ

С 11 по 13 ноября состоялись гастроли театра "Пушкинская школа" в Москве, на Старой сцене театра "Мастерская Петра Фоменко". В рамках гастролей были показаны три премьеры Владимира Рецептера: "Анджело или "...ничего лучше я не написал", "Свадьба Кречинского"  и "Сказка о Салтане и Гвидоне".

14 по 25 сентября в Пушкинском заповеднике Михайловское с большим успехом прошли гастроли театра "Пушкинская школа", организованные в рамках федеральной программы "Большие гастроли - 2016"  при участии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. На гастролях было показано 12 спектаклей по произведениям А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,  Д. И.Фонвизина, А.В. Сухово-Кобылина и др. 
Гастроли осуществляются по поручению Президента РФ в соответствии с постоянно действующим театральным проектом по созданию и показу спектаклей по произведениям А.С. Пушкина и русской литературной классики.
Гастроли 2016 года - это третьи по счету в музее-заповеднике "Михайловское", что свидетельствует о рождении прекрасной традиции - представлять театр , созданный Пушкиным, там, где он некогда написал "Бориса Годунова".
Спектакли посетили около 4,4 тыс. зрителей - на 10% больше чем в прошлом году.

15 июля в театре «Пушкинская школа» состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина в постановке н. а. России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера, тепло встреченная зрителями. Следующий премьерный спектакль состоится 28 и 29 августа.

Спектаклем «Свадьба Кречинского» театр закрыл театральный сезон, который вновь откроется 27 августа спектаклем «Сказка о Салтане и Гвидоне».

Премьерный спектакль был приурочен к 10-летию окончания актёрского курса «с углублённым изучением творчества А. С. Пушкина» и основанию театра «Пушкинская школа». С юбилеем театра и премьерой создателей спектакля поздравил первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Николаевич Воронко. Благодарности Комитета по культуре были вручены артистам Д. Волкову, Н. Байбиковой, Н. Кирьянову, И. Мозжевилову, А.-М. Обершт, Г. Печкысеву, Д. Французову и П. Хазову.

Художественный руководитель Пушкинского театрального центра В. Э. Рецептер был награждён Почётной грамотой Комитета по культуре «за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга». 

19 марта на малой сцене БДТ
им. Г.А. Товстоногова состоялась премьера спектакля "АНДЖЕЛО" в постановке народного артиста России, лауреата Государственной премии  Владимира Рецептера.  Спектакль прошел с большим успехом и был высоко оценен критикой. 

http://rg.ru/2016/03/28/reg-szfo/v-bdt-imeni-tovstonogova-postavili-pushkinskogo-andzhelo.html

В день рождения города губернатор Г. С. Полтавченко вручил народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ Владимиру Эмануиловичу Рецептеру почётную грамоту президента РФ за заслуги в развитии культуры, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность. Сердечно поздравляем художественного руководителя "Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге" с высокой правительственной наградой.

Решением Жюри Санкт-Петербургского общества "Театрал" (по итогам просмотра и обсуждения премьерных спектаклей) 
Призом общества "Театрал"- 2015 награждается:
спектакль «СКАЗКА
О САЛТАНЕ И ГВИДОНЕ»

9 ноября состоялось торжественное вручение Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит". Награждены не только лучшие спектакли сезона, но и люди, внесшие заметный вклад в "театральное пространство" города.
За творческое долголетие и уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга награжден художественный руководитель Пушкинского Театрального Центра Владимир Эмануилович Рецептер.

Статья о спектакле "Странный монарх"

http://www.ng.ru/culture/2015-08-13/8_pyotr.html
 

Решением Жюри Санкт-Петербургского общества "Театрал" (по итогам просмотра и обсуждения премьерных спектаклей) Призом общества "Театрал"- 2012 награждается: актриса А - М Обершт за исполнение роли Простаковой в спектакле "Недоросль" (режиссер В.Портнов).
Торжественная церемония вручения Призов состоится 4 марта 2013 года в Большом зале Дома Актера им. К. С. Станиславского. Начало в 19 часов.

Председатель Санкт-Петербургского общества зрителей "Театрал" ПЛАТОНОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

СТАТЬЯ О СПЕКТАКЛЕ "МАСКАРАД" 

www.vashdosug.ru

Артист театра "Пушкинская школа" Григорий Печкысев стал победителем Десятого Петербургского театрального фестиваля моноспектаклей "Монокль" со спектаклем "Это я, Батюшков!"

От всей души поздравляем Григория и желаем ему новых творческих свершений!

2009. 5 июня. Невское время. Россия должна поступить в Пушкинскую школу

Владимир Рецептер:
«Россия должна поступить в «пушкинскую школу»»

– Пушкин, казалось бы, прост и ясен. «Народный поэт, наше все», – слышится с придыханием. А что за этим кроется?
– Пушкин задал направление развития и прозе, и стихам, и театру. Он реформатор. Но вот эти горделивые общие места: «У каждого свой Пушкин» или «Пушкин наше все» – вранье, которое всегда приносило и продолжает приносить вред. Я знаю тех, кто легко обходится без Пушкина. У большинства Пушкин – общий, школьный, усредненный. Да, поэт может быть предметом обсуждения в любой компании, с любым человеком, но это не значит, что разговор будет содержательным. Пушкин писал неслыханно сжато. Ахматова назвала это «головокружительной краткостью». И вроде бы самый бесхитростный читатель узнает ту реальность, которая лежит на поверхности его строк. Но за этой осязаемой и знакомой поверхностью у Пушкина всегда ощутима бездна, вечная и неразрешимая загадка существования. Пушкинистика – большая работа ума и сердца. Вы, как личность, проживая в пушкинском мире, выстраиваете «своего Пушкина». Это может удасться вам или не удасться. Но это безумно увлекательно. И кто вступил на эту тропу, становится богачом, потому что ему есть что постигать и куда двигаться.
Мне кажется, вся сегодняшняя Россия в отсутствие сформулированных лозунгов и общих идей должна бы поступить в «пушкинскую школу». И я сознательно назвал так театр-студию. Когда актер или режиссер приступает к Пушкину, он должен обладать какой-то долей интеллекта, которая могла бы сблизить его с автором. Своих учеников я с первого курса воспитывал на пушкинском материале, чтобы они росли, умнели, взрослели, тоньшали душой. Вот из этого курса и родился театр. Теперь они мои коллеги – актеры Государственного Пушкинского театрального центра.
– Три года существует Театр-студия «Пушкинская школа», 17 лет - Пушкинский центр. Много ли молодежи к вам приходит?
– Наш зритель уже наполовину состоит из школьников и молодежи. Мы дружим с петербургским морским колледжем, с рядом школ. И я чувствую, что Pix увлекает то, что они видят и слышат. Но у нас маленькие залы, в лучшем случае на 70 человек, нам не хватает пространства. Слава Богу, есть пушкинские фестивали в Пскове, в Михайловском. Но вот как раз сейчас меня тревожит, что директора Пушкинского заповедника «Михайловское» Георгия Василевича – честнейшего, компетентнейшего, талантливейшего человека, который много помогал и помогает Театру-студии «Пушкинская школа», – мучают бесконечными проверками, как выясняется, прибегая для этого к нарушению закона. Надеюсь, что справедливость восторжествует, и дорогому мне и всем нам музейному комплексу все же дадут работать спокойно. Со второго курса мы с моими учениками стали бывать в Пушкиногорье, проводя там летние школы... Хорошо бы еще со школьной скамьи выявлять филологически талантливых детей и создавать для них факультативы, чтобы они увлеклись наукой о Пушкине, музейным делом, театром Пушкина. Тогда было бы кому продолжать работу над полным собранием сочинений поэта, потому что темпы, которыми оно сегодня издается, черепашьи. Но чтобы воспитать пушкиниста, нужна целая жизнь и здоровая доля фанатизма. Век наш, увы, меркантилен, и энтузиазма не хватает. А работы впереди очень много. «Пушкинистика ближе всего к точным наукам, потому что она накопила наибольшее количество фактов», – говорил академик Михаил Павлович Алексеев. Настоящие пуш¬кинисты, посвятившие творчеству поэта жизнь, – большая редкость. На сегодняшний день умеющих читать рукописи поэта в Пушкинском Доме не больше пяти человек. У Пушкина непростой почерк, и, чтобы его читать или расшифровывать, нужно потратить время и обрести особый навык. Я не числю себя текстологом широкого профиля. Единственное, что я хорошо знаю, – это рукопись «Русалки».
– Вы с 1976 года, с тех пор как вышла ваша первая статья, ратуете за то, чтобы рукопись «Русалки» была опубликована с последними исправлениями Пушкина, но тщетно. И только почти через 30 лет вы сами в серии «Пушкинская премьера» издали рукопись «Русалки» именно так... При перемене сцен, согласно последним указаниям автора, меняется смысл концовки – Пушкин отказывается от идеи мести.
– Что касается «Русалки», то на авторскую перестановку сцен впервые обратил внимание и напечатал в однотомнике замечательный пушкинист Борис Викторович Томашевский еще в 1924 году, но затем отказался от этого и стал печатать как все. Конечно, здесь есть определенная инерция, как в любой науке. Русская школа пушкинистики была великолепна. «Время скопческой текстологии прошло», – писал Томашевский. «Мало прочесть рукопись – надо понять, истолковать ее», – считал Сергей Михайлович Бонди. Вот с этим у нынешних текстологов «Русалки» не все хорошо.
– Вспоминается строчка из вашего стихотворения: «Господа пушкинисты, я – с вами, хоть не ваш и, пожалуй, ничей». В исследовании Пушкина вы пошли своим путем...
– У меня в запасе разные инструменты. Я филолог по образованию, текстологическим аппаратом владею, но я еще и как артист могу сыграть, а как режиссер – поставить. А проверка предположения на сцене и есть доказательство. «Кроме изучения на глаз, есть изучение на слух», – говаривал академик Алексеев. Когда актер играет, он проверяет версию на себе, как врач, вкалывает себе вакцину роли и рискует жизнью. И этого, увы, не понимают многие наши ученые-пушкинисты. Один пушкинист напечатал статью, где якобы сделал открытие. Сальери говорит Моцарту: «Постой, постой!.. Ты выпил!.. без меня?» Как предполагает автор, Сальери тоже хотел бы выпить из этой «чаши дружбы» и умереть вместе с Моцартом. Другой пушкинист ссылается на первого. А я ему говорю, что иначе сыграть Сальери просто нельзя. Так наверняка играл еще Щепкин, так играл я, так играл Смоктуновский. Артисты это поняли за век до пушкиноведов, а те ссылаются друг на друга и не смотрят в сторону театра. Артист проживает роль, задействован весь его организм, прежде всего ум, интуиция. И великие пушкинисты это понимали.
– Пушкин вывел Сальери отравителем, основываясь лишь на сомнительных фактах. Есть исследования, согласно которым Сальери невиновен. Однако пушкинский гений навсегда бросил тень на его имя. А ведь мог и фамилию изменить...
– В записке, которую специально оставил Пушкин, содержится ответ: «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца». Этот факт дал мощный толчок его воображению. Пушкинский Сальери и пушкинский Моцарт к реальности не имеют отношения. Его предположение – художественное открытие глубоких характеров и трагических положений: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Он сказал об этом с такой художественной силой, безупречностью и вековой определенностью, что тень пушкинской трагедии легла на жившего и реально действовавшего композитора Сальери. Такова сила гения, что сделаешь. Если бы они встретились на небесах, было бы интересно послушать их небесный диалог... Катенин писал Пушкину: «О таких вещах надо писать уголовною прозою». «Драматические изучения. Опыты драматических изучений», – вот как пробовал определить этот жанр сам Пушкин.
– Однако Пушкина вообще не так часто ставят. Почему?
– Подавляющее большинство театральных людей Пушкина боятся. Нет традиции, нет передаваемого друг другу опыта. «Почему твои актеры просто не читают, а пытаются сыграть?» – Сказал мне один хороший театральный режиссер. А я ему отвечаю: «А как же быть с «истиной страстей и правдоподобием чувствований»? Неужели Пушкин это так просто брякнул? Нет, он рассчитывал, что исполнители будут искать его страсти, его чувствования и то, как их выразить на сцене». В ответ – обширная пауза. Вот в этой паузе мы и создаем «Пушкинскую школу». Конечно, это трудно. Пушкин – бешено темпераментный и неслыханно умный. Но тем интереснее такая трудновыполнимая задача. Будем искать, как говорил Товстоногов, «природу чувств» пушкинских героев. Они могут спорить с тобой прямо на сцене и толкнуть тебя не в ту сторону, в которую ты предполагал идти. В этом радость творчества. Если бы было что-то готовое, мы бы взяли и воспользовались этим. Но готового нет. И каждый раз, на каждом спектакле – все сначала. Даже если что-то открыто сегодня, завтра этого не повторить. «Проблема роли» должна стать твоей проблемой, и тогда ты проникаешь в роль Сальери или Моцарта.
– Но у самого поэта отношения с театром не очень складывались. Поэт нелестно отзывался и о гремевших тогда актерах. «Ни наших университетов, ни наших театров Пушкин не любил», – категорически утверждал его близкий друг Нащокин...
– Ну, конечно, это утверждение декларативно. Пушкин обожал театр, иначе бы он столько не написал для него. Он был драматургом по самой строчечной сути, его эпические поэмы, его романы составлены по драматургическим законам. Даже письма его просятся на сцену! Пушкин не любил современный ему драматический театр, находился в оппозиции к нему. У него был проект совсем другого театра. А русский театр прошел мимо его проекта. Да, ему не были близки современные актеры. Ему нужна была другая актерская школа, другой способ существования на сцене... Мы, собственно, и возникли как Пушкинский театральный центр, для того чтобы попытаться посильно осуществить пушкинский проект русского театра.
Беседовала Лидия Березнякова
//Невское время. 2009. 5 июня