Пушкинский центр > Художественный руководитель > Интервью > 2009. 6 июля. Город 812. Что бы было с Россией, если бы она жила по Пушкину

Вы можете приобрести билеты на наши спектакли онлайн нажав эту на кнопку у нашего партнера BigBilet.Ru

Сегодня мы поздравляем с днем рождения Павла Сергиенко, и желаем ему счастья, здоровья, новых ролей и успешного воплощения всех замыслов!

Театр Пушкинская Школа ВКонтакте   Театр    Instagram

 

28 июля в 19:00 на сцене Дворца учащейся молодежи (Малая Конюшенная ул., д. 1) играем премьеру спектакля «Полтава»!

Политические интриги, кровопролитные сражения, трагическая любовь – «судьба человеческая» и «судьба народная» неразрывно связаны в пушкинской поэме. Вечные темы, волновавшие Пушкина, не теряют своей актуальности и сегодня. Постановка классики –непростая задача для театра и увлекательная игра для зрителя, который открывает для себя новые грани известного произведения. Владимир Рецептер, бережно сохраняя пушкинское наследие, говорит со зрителем современным сценическим языком, вдыхая новую жизнь в знакомый сюжет. 

Ждем вас на премьере, билеты уже в продаже! 

Заказ билетов и справки по телефону 8(812)710-44-07 и 8(921)922-57-73.

 С 6 по 11 июня в Музее-заповеднике Михайловское состоялся Международный фестиваль молодежных театров «Михайловское 2017», организатором которого в этом году впервые выступил Пушкинский театральный центр. В программе фестиваля – спектакли молодежных театров и театров для молодежи по русской классике. 

Театр "Пушкинская школа" прнял участие в фестивале со спектаклем "Вальс имени Гоголя", а студенты В.Э. Рецептера выступили со спектаклем-концертом "Скоморохи. Актеры. Певцы".

24 апреля состоялась премьера спектакля "Ревизор" в постановке Владимира Рецептера. Пьеса, созданная Н. В. Гоголем по мысли и сюжету А. С. Пушкина, вот уже два столетия не теряет популярности. В спектакле театра "Пушкинская школа" неспешный уклад жизни уездного города очаровывает: в нём царит хрупкая гармония, разрушенная вестью о прибытии ревизора.  Хлестаков в исполнении Ивана Мозжевилова – не пустышка, а сочинитель, с интересом наблюдающий за происходящим и окружающими. Владимиру Рецептеру удалось бережно сохранить авторскую интонацию и в то же время придать спектаклю поистине пушкинскую лёгкость.

Спектакль был тепло встречен зрителями.

Следующие премьерные спектакли состоятся 15 мая на сцене Дворца учащейся молодёжи и 16 мая на сцене Дворца белосельских-Белозерских.

Ждём вас на наших спектаклях!

25 апреля Пушкинский театральный центр отметил свое 25-летие! Коллективу центра объявлена благодарность министерства культуры РФ. Центр поздравили: губернатор Санкт-Петербурга, советник Президента РФ по культуре, председатель Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга, Союз театральных деятелей РФ и его Санкт-Петербургское отделение, художественные руководители МХАТ им. Горького, Ленкома, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Петербург-концерта, администрация ИРЛИ (Пушкинского дома), Музея-квартиры А.С. Пушкина и Музея-заповедника "Михайловское", Сергей Юрский, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Даниил Гранин, Олег Чухонцев, Валентин Непомнящий и многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства. Коллектив Пушкинского центра благодарит всех за теплые слова и добрые пожелания!

Оцените качество предоставляемых услуг в нашем театре

Оценка услуг

Уважаемые зрители!

Театр «Пушкинская школа», как бюджетное учреждение, подключен к государственной «системе независимой оценки качества услуг в сфере культуры». Под качеством услуг разработчики системы понимают не художественный уровень наших спектаклей, а вполне конкретный набор критериев, на которые мы сами не всегда можем повлиять: транспортную доступность, уровень комфорта и пр.

Важно, что эта оценка серьезно влияет на нашу повседневную жизнь: чем она выше, тем больше у театра шансов на достойное существование и выпуск новых спектаклей.

И вы, дорогие зрители, можете нам помочь. Для этого нужно потратить пару минут, чтобы поставить 11 оценок по ссылке наверху.

Или в свое следующее посещение нашего театра сделать то же самое в бесплатном терминале, который стоит в нижнем фойе, возле кофейного автомата.

Заранее благодарим за поддержу!

  Российское военно-историческое общество запустило замечательный проект о памятных датах Великой Отечественной войны:

Спектакль "Сказка о Салтане и Гвидоне" отмечен сразу двумя дипломами XXVI фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям»!
Мы поздравляем Владислава Пулина с заслуженной наградой за роль князя Гвидона, а также актерский ансамбль: Дениса Волкова, Григория Печкысева, Павла Сергиенко, Дениса Французова и Павла Хазова, отмеченный жюри фестиваля за блистательное исполнение ролей корабельщиков!
Ура!

 Решением Жюри Санкт-Петербургского общества зрителей "Театрал" Владимир Рецептер за постановку спектакля "Анджело, или "...ничего лучше я не написал"" и Иван Мозжевилов за роль Расплюева в спектакле "Свадьба Кречинского" награждаются Призом общества "Театрал"- 2016!

Поздравляем!

25 декабря состоялась премьера спектакля "Вальс имени Гоголя" по повести Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего"в постановке н. а. России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера. Следующий премьерный спектакль состоится 3 марта. Ждем вас!

В журнале "Вопросы театра" опубликован текст замечательного театроведа и друга нашего театра - Ирины Бойковой - о двух премьерах юбилейного сезона - "Анджело" и "Свадьбе Кречинского".
Приятного чтения!
Начало: https://vk.cc/5WuHdy
Окончание: https://vk.cc/5WuIIj

28 ноября художественному руководителю театра, Владимиру Рецептеру была торжественно вручена премия Д.С. Лихачева за вклад в сохранение культурного наследия России! Коллектив Пушкинского театрального центра и театра «Пушкинская школа» от всей души поздравляет художественного руководителя с заслуженной высокой наградой!

ГАСТРОЛИ В МОСКВЕ

С 11 по 13 ноября состоялись гастроли театра "Пушкинская школа" в Москве, на Старой сцене театра "Мастерская Петра Фоменко". В рамках гастролей были показаны три премьеры Владимира Рецептера: "Анджело или "...ничего лучше я не написал", "Свадьба Кречинского"  и "Сказка о Салтане и Гвидоне".

14 по 25 сентября в Пушкинском заповеднике Михайловское с большим успехом прошли гастроли театра "Пушкинская школа", организованные в рамках федеральной программы "Большие гастроли - 2016"  при участии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. На гастролях было показано 12 спектаклей по произведениям А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,  Д. И.Фонвизина, А.В. Сухово-Кобылина и др. 
Гастроли осуществляются по поручению Президента РФ в соответствии с постоянно действующим театральным проектом по созданию и показу спектаклей по произведениям А.С. Пушкина и русской литературной классики.
Гастроли 2016 года - это третьи по счету в музее-заповеднике "Михайловское", что свидетельствует о рождении прекрасной традиции - представлять театр , созданный Пушкиным, там, где он некогда написал "Бориса Годунова".
Спектакли посетили около 4,4 тыс. зрителей - на 10% больше чем в прошлом году.

15 июля в театре «Пушкинская школа» состоялась премьера спектакля «Свадьба Кречинского» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина в постановке н. а. России, лауреата Госпремии Владимира Рецептера, тепло встреченная зрителями. Следующий премьерный спектакль состоится 28 и 29 августа.

Спектаклем «Свадьба Кречинского» театр закрыл театральный сезон, который вновь откроется 27 августа спектаклем «Сказка о Салтане и Гвидоне».

Премьерный спектакль был приурочен к 10-летию окончания актёрского курса «с углублённым изучением творчества А. С. Пушкина» и основанию театра «Пушкинская школа». С юбилеем театра и премьерой создателей спектакля поздравил первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Николаевич Воронко. Благодарности Комитета по культуре были вручены артистам Д. Волкову, Н. Байбиковой, Н. Кирьянову, И. Мозжевилову, А.-М. Обершт, Г. Печкысеву, Д. Французову и П. Хазову.

Художественный руководитель Пушкинского театрального центра В. Э. Рецептер был награждён Почётной грамотой Комитета по культуре «за значительный вклад в развитие сферы культуры Санкт-Петербурга». 

19 марта на малой сцене БДТ
им. Г.А. Товстоногова состоялась премьера спектакля "АНДЖЕЛО" в постановке народного артиста России, лауреата Государственной премии  Владимира Рецептера.  Спектакль прошел с большим успехом и был высоко оценен критикой. 

http://rg.ru/2016/03/28/reg-szfo/v-bdt-imeni-tovstonogova-postavili-pushkinskogo-andzhelo.html

В день рождения города губернатор Г. С. Полтавченко вручил народному артисту России, лауреату Государственной премии РФ Владимиру Эмануиловичу Рецептеру почётную грамоту президента РФ за заслуги в развитии культуры, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность. Сердечно поздравляем художественного руководителя "Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге" с высокой правительственной наградой.

Решением Жюри Санкт-Петербургского общества "Театрал" (по итогам просмотра и обсуждения премьерных спектаклей) 
Призом общества "Театрал"- 2015 награждается:
спектакль «СКАЗКА
О САЛТАНЕ И ГВИДОНЕ»

9 ноября состоялось торжественное вручение Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит". Награждены не только лучшие спектакли сезона, но и люди, внесшие заметный вклад в "театральное пространство" города.
За творческое долголетие и уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга награжден художественный руководитель Пушкинского Театрального Центра Владимир Эмануилович Рецептер.

Статья о спектакле "Странный монарх"

http://www.ng.ru/culture/2015-08-13/8_pyotr.html
 

Решением Жюри Санкт-Петербургского общества "Театрал" (по итогам просмотра и обсуждения премьерных спектаклей) Призом общества "Театрал"- 2012 награждается: актриса А - М Обершт за исполнение роли Простаковой в спектакле "Недоросль" (режиссер В.Портнов).
Торжественная церемония вручения Призов состоится 4 марта 2013 года в Большом зале Дома Актера им. К. С. Станиславского. Начало в 19 часов.

Председатель Санкт-Петербургского общества зрителей "Театрал" ПЛАТОНОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

СТАТЬЯ О СПЕКТАКЛЕ "МАСКАРАД" 

www.vashdosug.ru

Артист театра "Пушкинская школа" Григорий Печкысев стал победителем Десятого Петербургского театрального фестиваля моноспектаклей "Монокль" со спектаклем "Это я, Батюшков!"

От всей души поздравляем Григория и желаем ему новых творческих свершений!

2009. 6 июля. Город 812. Что бы было с Россией, если бы она жила по Пушкину

Что бы было с Россией, если бы она жила по Пушкину.

Рецепт от Рецептера

 

Известный в прошлом актер товстоноговского БДТ более десяти лет руководит Пушкинским культурным центром. О том, для чего нужен этот центр и о чем он до сих пор разговаривает с Товстоноговым, Владимир Рецептер рассказал «Городу 812».

 

– Пушкинский центр, которым вы сейчас руководите, он зачем нужен?

– О пушкинской драматургии я думаю всю жизнь и считаю, что и нам, и будущим режиссерам, и актерам очень важно разобраться в ней.

Пушкин революционизировал русскую прозу и поэзию, с него как бы все началось в русской литературе, хотя у него были замечательные предтечи. Но нельзя же думать, что он не революционизировал и театр.

Между тем театр не пошел по тому направлению, которое ему указал Пушкин. Он очень серьезно занимался театром, писал о нем и для него, и его театральный проект до сих пор не реализован. Пушкинский центр – первый инструмент для его создания. Первая лаборатория. Как выясняется, его создание было очень важным и принципиальным для меня делом.

Центр проводит фестивали, ставит спектакли, выпускает книги, все это направлено на то, чтобы русский театр осмыслил и освоил богатство Пушкина-драматурга. Он драматург по своей внутренней сути, – и в поэзии, и даже в письмах... Его проза построена отчасти по драматургическим за­конам. Обратите внимание на его поэмы «Цыгане» или «Полтава». Там вдруг возникают сцены в стихах, – опять драматургия! И этот его проект русский театр должен принять, осмыслить и освоить. Это завещание Пушкина.

– Если бы не Пушкин, то имени кого был бы центр?

– Зачем сослагательное наклонение, если у нас есть Пушкин?.. Если бы не Пушкин, центра не было бы.

         – Простите за выражение, но Пушкина уже столько «обсосали»...

– Это вульгарное выражение. А мнение обывательское... В Святых Горах, Пушкинском заповеднике работают многие люди – в парках, в охране, не говоря уже о научных работниках. Заповедник – градообразующее предприятие, и там Пушкина называют кормильцем. И правда, он и в прямом, и в переносном смысле «окормляет» филологов, музейщиков, писателей, простых людей, всех нас. А вы говорите «обсосали»... Вы меня разозлили.

          – Пушкин уже настолько «наше все», что складывается именно такое впечатление.

         – К сожалению, «наше все» на сегодня – это продажная нефть и редеющий лес, а не Пушкин. Если бы Пушкин был нашим всем...

Говорят, у каждого свой Пушкин. Ложь! У каждого общий Пушкин.

         – А как же цветаевский «Мой Пушкин»?

         – У Цветаевой был свой.

         – Значит, ей можно иметь «своего», а не общего Пушкина, а мне нельзя?

– Это дано тому, кому по силам, тому, у кого есть для этого внутренний ресурс, культура понимания, знания, есть дар, наконец. И в ответ на это рождается свой Пушкин, не похожий на Пушкина Цветаевой. Это Бог или посылает нам, или не посылает.

         – Не слишком ли много у нас пушкиноведов?

         – Вы просто не интересовались состоянием пушкиноведения, текстологии, а это фундаментальная наука. Академик Михаил Алексеев говорил: «Наука о Пушкине ближе всех к так называемым точным наукам, потому что она накопила огромное количество фактов».

         – Не странно ли, Пушкин прожил всего 37 лет, а его изучают уже столько лет и никак изучить не могут?

         – Не странно. Пушкин – тайна. Шекспира изучают дольше.

         – Так вы кто – актер, поэт, режиссер, исследователь Пушкина?

         – Однажды сороконожку спросили: с какой ноги она ходит? Сороконожка задумалась и разучилась ходить. У меня ног поменьше... Единственное, что я могу сказать: когда был моложе, во мне это как-то совмещалось. По дороге в театр в автобусе складывались стихи. Или на обратном пути. С возрастом все стало сложнее, потому что все больше сил и концентрации требует то, во что я погружаюсь. Поэтому могу заниматься в данный момент только тем, чем занимаюсь. Если репетирую, то ничего другого не делаю.

Я «пограничник». Именно на стыке филологической науки и театра, прозы и поэзии могут возникнуть реальные открытия, как мне кажется, может возникнуть что-то важное.

         – Почему тогда стихов не писали ни Ефремов, ни Любимов?

         – Это не ко мне, это к ним вопрос. Или к Богу. К тому же еще не известно, писали они стихи или нет. Есть другие примеры: Филатов, Золотухин, Высоцкий...

         – Не знаете, писал стихи Товстоногов?

         – Не знаю. Понимаете, так Бог устраивает, что один человек концентрируется и вкладывает все свои возможности в одно дело, а другой... Это разумно. Как я могу считать неразумным то, что случилось со мной?

         – Вы как актер более четверти века прослужили в театре. Нет у вас ощущения, что театр уходит? Что на смену ему приходит интернет и прочие современные штучки?

         – У меня такого ощущения нет. У меня более драматическое ощущение. Это мы уходим – от театра, из театра, а он остается. Приливы и отливы зрительского интереса известны, они как приливы и отливы океана. Это естественно. Какие-то театральные направления нам будут нравиться больше, какие-то меньше, но все это индивидуально. Театр как искусство вечен. На смену одним безумцам приходят другие.

         – В те годы, когда вы служили в БДТ, считалось, что театр может изменить мир. Что может изменить театр сегодня?

         – А что он должен менять, и зачем ему вообще что-то менять? Что прагматически меняет в мире картина в музее или настоящая книга? «Талант – единственная новость, которая всегда нова». Эти стихи Пастернак адресовал актрисе МХАТ Зуевой. Меняются поколения, люди уходят и из БДТ, в котором я работал 25 лет, многие ушли естественным образом – Копелян, Луспекаев, Стржельчик, Лавров...Значит, в строй должны встать другие солдаты, другие поколения.

         – И где они?

          – Все пять московских театральных институтов плюс Петербургская театральная академия ежегодно готовят выпускников. Ежегодно из них выходит какое-то количество стоящих актеров.

          – И среди них нет ни Лаврова, ни Стржельчика.

         – А таких уже и не будет. Будут другие. Настоящий актер, как и театр, неповторим. Все неповторимо, и все, тем не менее, живет и обновляется. Другое дело, что есть зрители, которые видели тот театр, но и они уходят. Сегодняшний зритель, который приходит в театр, – это уже другое народонаселение...

         – Не знаете, известны ли имена древне­греческих актеров?

         – Какие-то имена сохранились, не помню. А вы меня что, решили проэкзаменовать?

         – Что вы, нет. Но не кажется ли вам, что сегодня к актерам несколько преувеличенный интерес со стороны общества?

         – Не может быть преувеличенным внимание, если оно уже существует. Значит, актер его завоевал. Если народ любит Янковского или Караченцова, то с этим ничего не надо делать. В этом нет никакого преувеличения, они снискали эту любовь.

         – Люди интересуются еще и Волочковой.

         – Я не знаю, насколько она снискала любовь зрителей. Существует искусство по строчечной сути. Но есть еще и ремесло, связанное с массмедиа, с внешним успехом; здесь продукт более поверхностный, более легкий в смысле усвоения. По-моему, нет поэта, у которого вы будете брать интервью как у публичного человека. Это разные ипостаси. Стихи читают все меньше, а телик смотрят все.

Поэтому, когда я назвал Караченцова, обладающего и певческими возможностями, и драматическими, и настоящей харизмой, и заразительным обаянием, то имел в виду не соревнующихся за прайм-тайм на телевидении с помощью так называемой «фанеры» и быстрых телодвижений. Существуют границы искусства, за которые никто из людей к нему не призванных не переступит, что бы ни происходило и какой бы именной популярностью они ни обладали.

         – Не странно ли видеть актеров в передачах о морали и нравственности?

         – Это дело тех, кто приглашает. Я могу выключить телевизор, если мне что-то не нравится. Но почему бы и актерам не поговорить о морали и нравственности, если об этом смеют говорить даже политики?

         – Хотя бы потому, что, как говорил, по-моему, Ширвиндт, «театр – террариум единомышленников». Действительно террариум?

         – Да, существует такое выражение, и принадлежит оно вовсе не Ширвиндту. Наверное, у театров бывают счастливые моменты жизни, а бывают несчастные. Когда театру плохо, он превращается в «террариум». А в счастливый момент театр-дом, где собирается семья.

         – Немного о ближней истории. Ленинград при Романове деятели культуры вспоминают с дрожью.

         – Кто-то с дрожью, а кто-то – со слюноотделением. Я знаю и тех, и других.

         – Правда, что вам рекомендовали в те годы сменить фамилию?

         – Такая тенденция была. Для меня это было неприемлемо. Те, кто предлагал это, говорили, что мне при этом станет легче жить. В действительности легче стало бы им. И думали они о себе, а не обо мне.

         – Слышал, у вас тяжелый характер.

         – Не верьте своему информатору, это человек плоский. Но даже если это так, характер – только внешнее выражение сущности человека. Глубинная сущность зашифрована судьбой и связана с масштабом работ, ему назначенных. Если стараться быть сахарным, ничего не сделаешь. Для того чтобы довести до ума то, к чему призван, нужно подвигнуть на это и окружающих. Если знаешь, куда ведешь, не станешь оглядываться на то, что говорят. Какой у меня характер, выяснится несколько позже.

         – Время вашей службы в БДТ было счастливым или несчастливым временем?

         – Конечно, счастливым, хотя были и другие моменты.

         – Почему тогда свою книгу о БДТ вы назвали «Записки театрального отщепенца»?

         – Потому что у меня была другая судьба. Я был внутри театра, а потом стал «отщепляться». Это то, с чего мы начали беседу, почему я занимаюсь и тем, и тем, и этим... Значит, я был запрограммирован на то, чтобы «отщепиться», создать Пушкинский центр, выпускать свои книги, стихи, ставить свои спектакли...

         – В этой книге вы не очень радужно описали свои годы в БДТ, да и самого Товстоногова. Рассказали и про группы влияния на него, и про напряженные с ним отношения.

         – Это была моя жизнь и моя правда. Мерило для меня – правда художественная. Мои книги написаны с любовью к этому театру.

         – Не почувствовал.

         – Значит, вам не повезло. Не «погрузились». Остальные почувствовали.

         – Почему во всех своих книгах вы пишете и пишете про БДТ? Никак не можете выговориться.

          – Потому что это то зерно, которое интересно и мне, и читателю. Потому что в то время театр был «государством в государстве», в нем отражались страна и время.

         – После ваших книг создается впечатление, что Товстоногов для вас как призрак отца Гамлета, вы с ним постоянно беседуете.

         – С ним интересно. Он очень крупная, характерная и поучительная фигура. Я с ним беседую, когда мне нужно решать какие-то проблемы, стоящие перед Пушкинским центром или Театром-студией «Пушкинская школа». Иногда он дает мне какие-то важные и, может быть, единственные советы. Бывают ситуации, когда мне надо посоветоваться с Пушкиным...

Товстоногов обладал тем здравым смыслом, который помогал ему вести театр, как бы это ни было неудобно или больно сподвижникам. Руководителю в одном спектакле нужна Шарко и не нужна Ольхина; Ольхиной больно. В другом спектакле ему не нужна Шарко, а нужна Ольхина; больно Шарко. Театр вообще не живет без боли. Он для того и существует, чтобы рассказать о радости и боли.

-        – А что может Пушкин подсказать сегодня?

         – Он заражает гениальным здравым смыслом. Он незримо и зримо влияет на становление личности. Пушкин – лучший друг и воспитатель россиянина. Он просто помогает жить, если вы с ним. Если вы без него, вам труднее. Если Пушкин для вас просто назывное предложение, вы один человек. Но если он входит в вашу нравственную природу, в вашу эстетику, вы намного богаче. Тогда в острых ситуациях вы начинаете себя вести по-другому, – осмысленнее, духовнее. Ваш критерий жизни, человечности, государственности становится выше.

         – А как это сочетается с тем, что Пушкин и выпить любил, и бабник, не говоря уж про способность делать долги.

         – Это все вместе. Ничего не надо выбрасывать. А у вас нет долгов?

         – Есть. Но у меня они не карточные.

         – Значит, так сложилось. Он сам от этого мучился, и когда долги были выплачены...

         – Царем. После смерти.

         – Он заработал это.

         – Смертью?

         – Жизнью. Смерть только проясняет, чего стоил человек... Не играл бы Пушкин в карты – не написал бы «Пиковой дамы». Не любил бы женщин – не было бы у него в поэзии таких дивных женских лиц и характеров... Отними у человека хоть что-нибудь, и он перестает быть самим собой...

Беседовал Андрей Морозов//

Город 812. 2009. 6 июля