Пушкинский центр > Художественный руководитель > Интервью > 2009. 6 июля. Город 812. Что бы было с Россией, если бы она жила по Пушкину

 

Дорогие друзья,

поздравляем вас с днем рождения Александра Сергеевича Грибоедова!

Сегодня мы хотим поделиться с вами видеозаписью спектакля «Горе от ума» в постановке Владимира Рецептера. Посмотреть ее можно в официальной группе театра «Пушкинская школа» в социальной сети ВКонтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

Бессмертная комедия Грибоедова не теряет актуальности и в наши дни: стихотворные строки давно разошлись на цитаты, а конфликт отношений общества и свободной личности по-прежнему остается неразрешимым.

 Дорогие зрители,

сегодня мы хотим поделиться с вами видео, в котором студенты Владимира Рецептера читают стихи, написанные Пушкиным во время болдинского затворничества.

Из-за эпидемии холеры поэт целых три месяца не может выехать из нижегородского имения. Обстоятельства складываются так, что этот период оказывается самым плодотворным в его биографии. «Болдинская осень» заканчивается для Пушкина 5-го декабря (18 декабря по новому стилю): поэт возвращается в Москву.

Посмотреть видео вы можете в группе театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в социальной сети ВКонтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

 Уважаемые зрители!

В соответствии с Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 02.12.2020 г. № 1027 мы вынуждены отменить следующие спектакли:


16. 12 «Горе от ума» (Дворец Белосельских-Белозерских)
17. 12 «Дубровский»
(Дом Кочневой)

18. 12 «Плутни Скапена»
(Дом Кочневой)

5.01 «Плутни Скапена»
(Дом Кочневой)
6.01 «Сказка о Салтане и Гвидоне» (Дом Кочневой)
8. 01 «Женитьба»
(Дом Кочневой)

Сдавайте купленные билеты в местах их приобретения.

 Уважаемые зрители!

В соответствии
с Постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 02.12.2020 г. № 1027, Приказом Министерства культуры РФ от 02.12.2020 г. №1564 и сложившейся эпидемиологической обстановкой мы вынуждены отменить следующие спектакли:


13. 01 «Барышня-крестьянка» (Дом Кочневой)
15. 01 «Конец Казановы»
(Дом Кочневой)

17. 01 «Цыганы»
(Дом Кочневой)

22.01 «Ревизор» (Дворец Белосельских-Белозерских)
23.01 «Свадьба Кречинского»
(Дом Кочневой)

24. 01 «Укрощение строптивой»
(Дом Кочневой)

25.01 «Дубровский»
(Дом Кочневой)

29.01 «Недоросль»
(Дворец Белосельских-Белозерских)

Билеты подлежат возврату в кассы.
Справки по телефонам: +7 921 922 57 73, +7 921 784 28 48

P.S. Пользуясь случаем, поздравляем вас с наступающим Новым годом, желаем крепкого здоровья и очень надеемся на встречу в феврале.

Уважаемые зрители!

3 ноября в 19:00 в рамках всероссийской культурно-образовательной акции «Ночь искусств» состоится онлайн-трансляция спектакля Владимира Рецептера «Свадьба Кречинского». Спектакль вы можете увидеть в официальной группе театра в социальной сети «ВКонтакте»: 

https://vk.com/pushkincentre 

Вы можете приобрести билеты на наши спектакли онлайн нажав эту на кнопку у нашего партнера BigBilet.Ru

Театр Пушкинская Школа ВКонтакте   Театр    Instagram

 Театр «Пушкинская школа Владимира Рецептера» готовится к открытию своего пятнадцатого сезона!


Дорогие зрители, мы соскучились по живому общению с вами и хотим сделать все возможное, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно на наших спектаклях.
В театральных помещениях установлены специальные приборы, полностью обеззараживающие воздух, регулярно проводится уборка с применением дезинфицирующих средств, а туалетные комнаты оснащены санитайзерами.
В свою очередь, мы просим вас соблюдать несколько простых правил присутствия в театральных залах:
- держать социальную дистанцию в 1,5 метра
- измерять бесконтактным способом температуру при входе в театр
- носить на лице защитную маску или респиратор (их можно будет приобрести в автомате у входа в театр)

Наши администраторы помогут вам занять места в зрительном зале в соответствии с требованиями Роспотребнадзора.
Обращаем ваше внимание, что при температуре тела выше 37 градусов и/или наличии визуальных признаков респираторных заболеваний (кашель, насморк, слабость), зритель на мероприятие не может быть допущен.
С требованиями стандарта Роспотребнадзора вы можете ознакомиться по адресу: 
www.gov.spb.ru/gov/otrasl/
c_culture/news/1959..

Просим вас отнестись к сложившейся ситуации с пониманием.
Берегите себя и до встречи в театре!

Сегодня мы поздравляем с днем рождения ведущего артиста театра, режиссера и педагога Дениса Волкова!

Желаем ему вдохновения, гармонии, новых творческих открытий и любви зрителей!

 Уважаемые зрители,
сообщаем вам об изменениях в ноябрьской афише:
15.11.2020 будет показан спектакль «Гамлет» 
(начало в 18:00)
22.11.2020 будет показан спектакль «Свадьба Кречинского»
(начало в 18:00)

 Уважаемые зрители!
Мы очень ждем встречи с вами, но, учитывая рост заболеваемости в городе, опасаемся за вашу безопасность. В связи с этим мы вынуждены отменить спектакли «Капитанская дочка» — 23 октября, «Укрощение строптивой» — 24 октября, «Ревизор» — 25 октября, «Сказка о Салтане и Гвидоне» — 26 октября, «Невский проспект» — 3 ноября, «"Сказка о золотом петушке" и другие» — 9 ноября, «Горе от ума» — 17 ноября и «Ревизор» — 18 ноября.

Пожалуйста, следите за обновлениями в афише на сайте театра.
Желаем всем терпения и крепкого здоровья!

Уважаемые зрители, сегодня 19 октября и мы от всего сердца поздравляем вас с пушкинским Днем лицея!


Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

В этот праздничный день мы хотим поделиться с вами видео, где студенты Владимира Рецептера читают стихи А. С. Пушкина. Посмотреть его можно в группе театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в социальной сети ВКонтакте:
https://vk.com/pushkincentre

Уважаемые зрители, поздравляем вас с днем рождения Михаила Юрьевича Лермонтова!

Сегодня мы хотим поделиться с вами видеозаписью спектакля «Маскарад». Посмотреть ее можно в группе театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в социальной сети ВКонтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

В постановке Владимира Рецептера лермонтовские персонажи становятся жертвами собственных страстей. Всех увлекает за собой стихия маскарада, где шутят, злословят и морочат друг друга, не боясь быть узнанными. Цепь интриг, лжи и опасных откровений втягивает героев в водоворот трагедии.

Уважаемые зрители! Приносим свои извинения, но спектакли "Дубровский", "Цыганы" и "Барышня-крестьянка" в октябре не будут показаны. Следите за обновлениями в афише на сайте театра.

В. С. Непомнящий

Мы должны помнить Непомнящего. Пишу это для него и для нас, грешных и часто беспамятных.

Валентин Непомнящий был и останется образцом высокого пограничья, научного и писательского. Он долго стоял на страже того Пушкина, который для нас равен самой России.

Филология Непомнящего перетекала в иссякшее и разрушенное ныне искусство чтеца и равнялась этой должности в храме. Именно в его чтении растворялись концепции и звучащее понимание становилось безупречным. Недаром его непрерывный семинар назывался «Пушкинскими чтениями».

Память Непомнящего казалась феноменальной, а масштаб личности повышал возможности времени. И чем скромнее занимаемая им должность, тем значительнее выходил результат труда. В журнале «Вопросы литературы» много лет он был незаменим, став лидером и притягательным центром.

Медальный профиль Валентина можно считать одним из множества пушкинских автопортретов.

Ему удавалось найти в любимых текстах еще не открытую смысловую сущность. И из посвященного он превращался в просветителя. Сказки ли это были, стихотворные циклы или роман в стихах, прочтенный и откоментированный по главам, собрание ли сочинений Пушкина, составляемое как повременная хроника жизни и творчества – все было и остается для нас открытым и живым кладом.

Валентин Непомнящий – «почтенный председатель» не только как председатель Пушкинской комиссии ИМЛИ РАН на Поварской, но и как раздвоенный герой «Пира во время чумы». Еще не знаю точно, но показалось, что именно пандемия, чума 2020-го года, готовила свою роковую подножку, а Валентин Семенович, как истинно верующий Священник, пытался остановить кощунственное непонимание оберегающего нашу духовную жизнь Пушкина.

В. С. Непомнящий оставил нам много глубоких и восторженно-заразительных книг о Пушкине. Он был добр и чуток к другим, думающим по-другому пушкинистам, ничто не могло лишить его врожденного благородства. В фестивальной жизни Пушкинского центра и в моей личной он был и до конца будет другом и братом. Царствие ему Небесное.

Владимир Рецептер   

17. 09. 2020

Уважаемые зрители!

22 августа наша страна отмечает День Государственного флага России.

В этот день мы предлагаем вашему вниманию спектакль «Полтава». Посмотреть его можно в группе театра «Пушкинская школа» в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre

Драма Марии, дочери Кочубея и крестницы гетмана Мазепы, ставшей его любовницей вопреки воле родителей и церковным запретам, вдохновила Пушкина на создание одного из самых противоречивых женских образов в русской поэзии. Среди исторических персонажей спектакля – российский император Пётр I и шведский король Карл XII, вступившие под Полтавой в жестокую битву, ставшую переломным моментом в Северной войне.




 Уважаемые зрители!


Поздравляем с Международным днем молодежи и предлагаем вашему вниманию моноспектакль Сергея Хайменова «Гамлет». Посмотреть его можно в группе нашего театра в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre

Молодой актер, идя по стопам Владимира Рецептера, на протяжении многих лет игравшего «Гамлета» в одиночку, восстанавливает «связь времен» и встречается с трагедией Шекспира один на один. Гамлет в его исполнении – интеллектуал с трагическим мироощущением, человек без кожи, для которого «законом стало сердце». Герой не может мириться с ложью, несправедливостью и несовершенством мира. Этот Гамлет до последнего вздоха борется за право оставаться собой.


 Уважаемые зрители!

8 августа (суббота) в 19:00 в программе «Большие гастроли-онлайн» будет показан спектакль «АНДЖЕЛО, или "...НИЧЕГО ЛУЧШЕ Я НЕ НАПИСАЛ"».


Спектакль Владимира Рецептера включает в себя полный текст драматического шедевра А. С. Пушкина – поэмы «Анджело», сцены из комедии У. Шекспира «Мера за меру» на английском языке, а также фрагменты сочинения Луция Аннея Сенеки «О милосердии», впервые переведенного с латинского языка Михаилом Поздневым. Оба эти произведения были знакомы Пушкину. В спектакле мы видим поэта, который начал переводить пьесу Шекспира, но так вдохновился ею, что создал собственное произведение.

«Анджело или “...ничего лучше я не написал“» — поэтическое исследование процесса рождения гениальной пушкинской версии, во многом переосмыслившей оригинал.

Выберите любой способ подключения к трансляции:

1. Подпишитесь на соцсети «Большие гастроли» и получайте уведомления о начале прямого эфира
— ВКонтакте — vk.com/bolshiegastroli
— Одноклассники — ok.ru/bolshiegastroli
— Facebook — https://www.facebook.com/BolshieGastroli/
2. Подпишитесь на YouTube–канал «Большие гастроли»
 —www.youtube.com/c/БольшиеГастроли
3. Или на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе ONLINE нажмите на
кнопку «Интернет-трансляции» — большиегастроли.рф/theatre-online/

Генеральный информационный партнер — ТАСС
Эксклюзивный партнер — Радио JAZZ 89.1 FM — radiojazzfm.ru
Партнеры: Культура.РФ, «КudaGo», интернет-издание Teatral-online.ru, проект «Культурный сезон на ОТР», «Известия», Яндекс.Афиша, «Ваш Досуг», интернет-журнал Мнение — mnenieguru.ru, «Отдых с детьми» -OSD.ru, Газета «Культура» — portal-kultura.ru, МЕЛ — mel.fm, РИАМО — riamo.ru

Напоминаем, «Большие гастроли-онлайн» — это уникальный онлайн-проект Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ, который стартовал 26 марта 2020 года в период введения повышенных мер безопасности для профилактики распространения коронавирусной инфекции. Когда сотни туров программы «Большие гастроли» были отменены, из спектаклей региональных, ведущих театров страны и стран ближнего зарубежья была собрана программа ежедневных онлайн-трансляций. За один показ спектакль могут увидеть от нескольких сотен тысяч до миллиона зрителей. транслировались в программе.

Интернет-аудитория всероссийского гастрольного проекта Министерства культуры РФ уже охватывает более 21 миллиона зрителей.

Уважаемые зрители,
поздравляем вас с Днем России! 
Пусть душу каждого греет любовь к Родине.

Кроме того, на днях исполнилось 348 лет со дня рождения основателя нашего города — Петра I.

В этот праздничный день мы предлагаем вашему вниманию спектакль «Странный монарх».
Посмотреть его можно в группе нашего театра в социальной сети Вконтакте: 
https://vk.com/pushkincentre

Поздравляем всех с Пушкинским днем России и Днем русского языка!

«Русский язык — это выразительный и звучный, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность» (А.С.Пушкин)

Сегодня исполняется 221 год со дня рождения поэта.

Приглашаем вас посмотреть спектакль нашего театра «Сцены из рыцарских времен» в социальной сети Вконтакте:https://vk.com/pushkincentre

Уважаемые зрители!

К 75-летию Великой Победы Государственный Пушкинский театральный центр и театр «Пушкинская школа» подготовили выступление, с которым можно ознакомиться в группе театра в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/pushkincentre   

Поздравляем всех с праздником! Мирного неба над головой!


Постановление об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса спектакля, при угрозе возникновения ч.с. в разделе "Документы".

Театр "Пушкинская школа Владимира Рецептера" поздравляет всех с Днем работника культуры! Желаем творческих успехов, удачных постановок и зрительской любви!

10 декабря состоялась  ПРЕМЬЕРА спектакля 
""Сказка о золотом петушке" 
и другие!"
Премьера прошла с большим успехом. Спектакль понравится взрослым и детям: своей лёгкостью
и одновременно глубиной. 
В постановку вошли четыре произведения великого русского поэта: «Сказка о медведихе», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о золотом петушке», а роли в спектакле исполнили сразу три поколения учеников Владимира Рецептера. 


Пушкинский центр 
поздравляет коллектив, работавший над созданием спектакля 
«Укрощение строптивой»,
с премьерой, которая была тепло встречена зрителями.
Желаем дальнейших творческих успехов и любви зрителей! 

Сезон открыт! До встречи на спектаклях!

В команде спектакля "Горе от ума" прибавление! Поздравляем Наталью Крутик с вводом на роль Графини-бабушки, и молодых актрис, студенток первого курса Полину Докукину, Дарью Мокроусову и Елизавету Смирнову с дебютом на сцене Пушкинской школы в ролях княжон Тугоуховских!

18 сентября спектакль "Недоросль" будет впервые исполнен в обновленном составе - роль госпожи Простаковой сыграет Екатерина Новикова, роль Еремеевны - Наталия Гулина, а роль Тришки - Иван Шарый. Приходите поддержать актеров и увидеть обновленный спектакль. Заказывайте билеты по телефонам 710-44-07 и 710-47-25. До встречи!

Спектакль "Барышня-крестьянка" прошел с большим успехом, был тепло принят зрителями и вызвал живой отклик у школьников! В следующий раз спектакль состоится 16 октября на сцене дворца Белосельских-Белозерских. Заказывайте билеты по телефонам 710-44-07 и 710-47-25. 

До встречи!

30 июня на сцене Учебного театра на Моховой студенты, а теперь уже выпускники Владимира Эмануиловича Рецептера получили дипломы о высшем образовании! Поздравляем молодых артистов со вступлением во взрослую профессиональную жизнь и желаем им  удачи на творческом пути.

С 5 по 10 июня в Пушкинских горах прошел IV Международный фестиваль «Михайловское-2018».

В рамках фестиваля жители и гости Пушкиногорья смогли посетить 8 спектаклей 6 театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Перми и Магнитогорска, а также творческие встречи и лекции.

Театр «Пушкинская школа» и студенты пушкинского курса РГИСИ п/р Владимира Рецептера привезли на фестиваль премьерные спектакли «Невский проспект» и «Барышня-крестьянка», а также прочли стихи Пушкина на открытой сцене музея-заповедника Михайловское. Спектакли прошли при неизменных аншлагах и были тепло приняты зрителями и критиками.


28 мая состоялась премьера спектакля "Невский проспект", которая была тепло встречена зрителями.   

Спектакль "Вальс имени Гоголя" попал в лонг-лист премии «Золотая маска», где собраны сто лучших драматических и кукольных спектаклей страны, поставленных в прошедшем сезоне:

Поздравляем создателей и участников спектакля!

 Владимир Эмануилович Рецептер стал лауреатом специальной Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»! Поздравляем!

Владимир Эмануилович Рецептер стал лауреатом специальной Премии «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»! Поздравляем!

2009. 6 июля. Город 812. Что бы было с Россией, если бы она жила по Пушкину

Что бы было с Россией, если бы она жила по Пушкину.

Рецепт от Рецептера

 

Известный в прошлом актер товстоноговского БДТ более десяти лет руководит Пушкинским культурным центром. О том, для чего нужен этот центр и о чем он до сих пор разговаривает с Товстоноговым, Владимир Рецептер рассказал «Городу 812».

 

– Пушкинский центр, которым вы сейчас руководите, он зачем нужен?

– О пушкинской драматургии я думаю всю жизнь и считаю, что и нам, и будущим режиссерам, и актерам очень важно разобраться в ней.

Пушкин революционизировал русскую прозу и поэзию, с него как бы все началось в русской литературе, хотя у него были замечательные предтечи. Но нельзя же думать, что он не революционизировал и театр.

Между тем театр не пошел по тому направлению, которое ему указал Пушкин. Он очень серьезно занимался театром, писал о нем и для него, и его театральный проект до сих пор не реализован. Пушкинский центр – первый инструмент для его создания. Первая лаборатория. Как выясняется, его создание было очень важным и принципиальным для меня делом.

Центр проводит фестивали, ставит спектакли, выпускает книги, все это направлено на то, чтобы русский театр осмыслил и освоил богатство Пушкина-драматурга. Он драматург по своей внутренней сути, – и в поэзии, и даже в письмах... Его проза построена отчасти по драматургическим за­конам. Обратите внимание на его поэмы «Цыгане» или «Полтава». Там вдруг возникают сцены в стихах, – опять драматургия! И этот его проект русский театр должен принять, осмыслить и освоить. Это завещание Пушкина.

– Если бы не Пушкин, то имени кого был бы центр?

– Зачем сослагательное наклонение, если у нас есть Пушкин?.. Если бы не Пушкин, центра не было бы.

         – Простите за выражение, но Пушкина уже столько «обсосали»...

– Это вульгарное выражение. А мнение обывательское... В Святых Горах, Пушкинском заповеднике работают многие люди – в парках, в охране, не говоря уже о научных работниках. Заповедник – градообразующее предприятие, и там Пушкина называют кормильцем. И правда, он и в прямом, и в переносном смысле «окормляет» филологов, музейщиков, писателей, простых людей, всех нас. А вы говорите «обсосали»... Вы меня разозлили.

          – Пушкин уже настолько «наше все», что складывается именно такое впечатление.

         – К сожалению, «наше все» на сегодня – это продажная нефть и редеющий лес, а не Пушкин. Если бы Пушкин был нашим всем...

Говорят, у каждого свой Пушкин. Ложь! У каждого общий Пушкин.

         – А как же цветаевский «Мой Пушкин»?

         – У Цветаевой был свой.

         – Значит, ей можно иметь «своего», а не общего Пушкина, а мне нельзя?

– Это дано тому, кому по силам, тому, у кого есть для этого внутренний ресурс, культура понимания, знания, есть дар, наконец. И в ответ на это рождается свой Пушкин, не похожий на Пушкина Цветаевой. Это Бог или посылает нам, или не посылает.

         – Не слишком ли много у нас пушкиноведов?

         – Вы просто не интересовались состоянием пушкиноведения, текстологии, а это фундаментальная наука. Академик Михаил Алексеев говорил: «Наука о Пушкине ближе всех к так называемым точным наукам, потому что она накопила огромное количество фактов».

         – Не странно ли, Пушкин прожил всего 37 лет, а его изучают уже столько лет и никак изучить не могут?

         – Не странно. Пушкин – тайна. Шекспира изучают дольше.

         – Так вы кто – актер, поэт, режиссер, исследователь Пушкина?

         – Однажды сороконожку спросили: с какой ноги она ходит? Сороконожка задумалась и разучилась ходить. У меня ног поменьше... Единственное, что я могу сказать: когда был моложе, во мне это как-то совмещалось. По дороге в театр в автобусе складывались стихи. Или на обратном пути. С возрастом все стало сложнее, потому что все больше сил и концентрации требует то, во что я погружаюсь. Поэтому могу заниматься в данный момент только тем, чем занимаюсь. Если репетирую, то ничего другого не делаю.

Я «пограничник». Именно на стыке филологической науки и театра, прозы и поэзии могут возникнуть реальные открытия, как мне кажется, может возникнуть что-то важное.

         – Почему тогда стихов не писали ни Ефремов, ни Любимов?

         – Это не ко мне, это к ним вопрос. Или к Богу. К тому же еще не известно, писали они стихи или нет. Есть другие примеры: Филатов, Золотухин, Высоцкий...

         – Не знаете, писал стихи Товстоногов?

         – Не знаю. Понимаете, так Бог устраивает, что один человек концентрируется и вкладывает все свои возможности в одно дело, а другой... Это разумно. Как я могу считать неразумным то, что случилось со мной?

         – Вы как актер более четверти века прослужили в театре. Нет у вас ощущения, что театр уходит? Что на смену ему приходит интернет и прочие современные штучки?

         – У меня такого ощущения нет. У меня более драматическое ощущение. Это мы уходим – от театра, из театра, а он остается. Приливы и отливы зрительского интереса известны, они как приливы и отливы океана. Это естественно. Какие-то театральные направления нам будут нравиться больше, какие-то меньше, но все это индивидуально. Театр как искусство вечен. На смену одним безумцам приходят другие.

         – В те годы, когда вы служили в БДТ, считалось, что театр может изменить мир. Что может изменить театр сегодня?

         – А что он должен менять, и зачем ему вообще что-то менять? Что прагматически меняет в мире картина в музее или настоящая книга? «Талант – единственная новость, которая всегда нова». Эти стихи Пастернак адресовал актрисе МХАТ Зуевой. Меняются поколения, люди уходят и из БДТ, в котором я работал 25 лет, многие ушли естественным образом – Копелян, Луспекаев, Стржельчик, Лавров...Значит, в строй должны встать другие солдаты, другие поколения.

         – И где они?

          – Все пять московских театральных институтов плюс Петербургская театральная академия ежегодно готовят выпускников. Ежегодно из них выходит какое-то количество стоящих актеров.

          – И среди них нет ни Лаврова, ни Стржельчика.

         – А таких уже и не будет. Будут другие. Настоящий актер, как и театр, неповторим. Все неповторимо, и все, тем не менее, живет и обновляется. Другое дело, что есть зрители, которые видели тот театр, но и они уходят. Сегодняшний зритель, который приходит в театр, – это уже другое народонаселение...

         – Не знаете, известны ли имена древне­греческих актеров?

         – Какие-то имена сохранились, не помню. А вы меня что, решили проэкзаменовать?

         – Что вы, нет. Но не кажется ли вам, что сегодня к актерам несколько преувеличенный интерес со стороны общества?

         – Не может быть преувеличенным внимание, если оно уже существует. Значит, актер его завоевал. Если народ любит Янковского или Караченцова, то с этим ничего не надо делать. В этом нет никакого преувеличения, они снискали эту любовь.

         – Люди интересуются еще и Волочковой.

         – Я не знаю, насколько она снискала любовь зрителей. Существует искусство по строчечной сути. Но есть еще и ремесло, связанное с массмедиа, с внешним успехом; здесь продукт более поверхностный, более легкий в смысле усвоения. По-моему, нет поэта, у которого вы будете брать интервью как у публичного человека. Это разные ипостаси. Стихи читают все меньше, а телик смотрят все.

Поэтому, когда я назвал Караченцова, обладающего и певческими возможностями, и драматическими, и настоящей харизмой, и заразительным обаянием, то имел в виду не соревнующихся за прайм-тайм на телевидении с помощью так называемой «фанеры» и быстрых телодвижений. Существуют границы искусства, за которые никто из людей к нему не призванных не переступит, что бы ни происходило и какой бы именной популярностью они ни обладали.

         – Не странно ли видеть актеров в передачах о морали и нравственности?

         – Это дело тех, кто приглашает. Я могу выключить телевизор, если мне что-то не нравится. Но почему бы и актерам не поговорить о морали и нравственности, если об этом смеют говорить даже политики?

         – Хотя бы потому, что, как говорил, по-моему, Ширвиндт, «театр – террариум единомышленников». Действительно террариум?

         – Да, существует такое выражение, и принадлежит оно вовсе не Ширвиндту. Наверное, у театров бывают счастливые моменты жизни, а бывают несчастные. Когда театру плохо, он превращается в «террариум». А в счастливый момент театр-дом, где собирается семья.

         – Немного о ближней истории. Ленинград при Романове деятели культуры вспоминают с дрожью.

         – Кто-то с дрожью, а кто-то – со слюноотделением. Я знаю и тех, и других.

         – Правда, что вам рекомендовали в те годы сменить фамилию?

         – Такая тенденция была. Для меня это было неприемлемо. Те, кто предлагал это, говорили, что мне при этом станет легче жить. В действительности легче стало бы им. И думали они о себе, а не обо мне.

         – Слышал, у вас тяжелый характер.

         – Не верьте своему информатору, это человек плоский. Но даже если это так, характер – только внешнее выражение сущности человека. Глубинная сущность зашифрована судьбой и связана с масштабом работ, ему назначенных. Если стараться быть сахарным, ничего не сделаешь. Для того чтобы довести до ума то, к чему призван, нужно подвигнуть на это и окружающих. Если знаешь, куда ведешь, не станешь оглядываться на то, что говорят. Какой у меня характер, выяснится несколько позже.

         – Время вашей службы в БДТ было счастливым или несчастливым временем?

         – Конечно, счастливым, хотя были и другие моменты.

         – Почему тогда свою книгу о БДТ вы назвали «Записки театрального отщепенца»?

         – Потому что у меня была другая судьба. Я был внутри театра, а потом стал «отщепляться». Это то, с чего мы начали беседу, почему я занимаюсь и тем, и тем, и этим... Значит, я был запрограммирован на то, чтобы «отщепиться», создать Пушкинский центр, выпускать свои книги, стихи, ставить свои спектакли...

         – В этой книге вы не очень радужно описали свои годы в БДТ, да и самого Товстоногова. Рассказали и про группы влияния на него, и про напряженные с ним отношения.

         – Это была моя жизнь и моя правда. Мерило для меня – правда художественная. Мои книги написаны с любовью к этому театру.

         – Не почувствовал.

         – Значит, вам не повезло. Не «погрузились». Остальные почувствовали.

         – Почему во всех своих книгах вы пишете и пишете про БДТ? Никак не можете выговориться.

          – Потому что это то зерно, которое интересно и мне, и читателю. Потому что в то время театр был «государством в государстве», в нем отражались страна и время.

         – После ваших книг создается впечатление, что Товстоногов для вас как призрак отца Гамлета, вы с ним постоянно беседуете.

         – С ним интересно. Он очень крупная, характерная и поучительная фигура. Я с ним беседую, когда мне нужно решать какие-то проблемы, стоящие перед Пушкинским центром или Театром-студией «Пушкинская школа». Иногда он дает мне какие-то важные и, может быть, единственные советы. Бывают ситуации, когда мне надо посоветоваться с Пушкиным...

Товстоногов обладал тем здравым смыслом, который помогал ему вести театр, как бы это ни было неудобно или больно сподвижникам. Руководителю в одном спектакле нужна Шарко и не нужна Ольхина; Ольхиной больно. В другом спектакле ему не нужна Шарко, а нужна Ольхина; больно Шарко. Театр вообще не живет без боли. Он для того и существует, чтобы рассказать о радости и боли.

-        – А что может Пушкин подсказать сегодня?

         – Он заражает гениальным здравым смыслом. Он незримо и зримо влияет на становление личности. Пушкин – лучший друг и воспитатель россиянина. Он просто помогает жить, если вы с ним. Если вы без него, вам труднее. Если Пушкин для вас просто назывное предложение, вы один человек. Но если он входит в вашу нравственную природу, в вашу эстетику, вы намного богаче. Тогда в острых ситуациях вы начинаете себя вести по-другому, – осмысленнее, духовнее. Ваш критерий жизни, человечности, государственности становится выше.

         – А как это сочетается с тем, что Пушкин и выпить любил, и бабник, не говоря уж про способность делать долги.

         – Это все вместе. Ничего не надо выбрасывать. А у вас нет долгов?

         – Есть. Но у меня они не карточные.

         – Значит, так сложилось. Он сам от этого мучился, и когда долги были выплачены...

         – Царем. После смерти.

         – Он заработал это.

         – Смертью?

         – Жизнью. Смерть только проясняет, чего стоил человек... Не играл бы Пушкин в карты – не написал бы «Пиковой дамы». Не любил бы женщин – не было бы у него в поэзии таких дивных женских лиц и характеров... Отними у человека хоть что-нибудь, и он перестает быть самим собой...

Беседовал Андрей Морозов//

Город 812. 2009. 6 июля