Гастроли театра «Пушкинская школа Владимира Рецептера» в музее-заповеднике «Михайловское», ставшие уже традиционными, в нынешнем году вновь выпали на осень, любимую пушкинскую пору. С 1 по 10 октября на большой сцене Научно-культурного центра в Пушкинских горах были сыграны 10 спектаклей по русской и мировой классике: пушкинские «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о Салтане и Гвидоне…», «Цыганы», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка»; гоголевский «Ревизор», шекспировские «Гамлет» и «Укрощение строптивой» (дважды, на открытие и закрытие гастролей) и «Конец Казановы» М. Цветаевой.
В «Укрощении строптивой» исполнитель главной роли, Петруччо – Сергей Хайменов, один из лидеров второго поколения театра (выпускников курса В. Э. Рецептера 2018 года). Сила Петруччо - Хайменова не в брутальности, хотя темперамента ему не занимать, но в заразительном интеллекте. Катарина Анны Мироновой тоже ведь за словом в карман не полезет – ни за словом, ни за метафорой. Их с Петруччо пикировки, обмен парадоксами шекспировского текста – отдельное удовольствие в этом спектакле. Кажется, именно серия остроумных и рискованных выдумок Петруччо по «укрощению» Катарины в какой-то момент и «зацепили» ее сердце (хотя его выдумки и выходки для нее одновременно и нелегкие испытания). Думается, именно эта художественная логика в развитии их отношений поможет актерам и в движении к финалу, ведь финальный монолог Катарины может убедить зрителя только если его произносит счастливая и любящая жена. В целом же спектакль – настоящий праздник для зрителя. Заразительно, азартно были разыграны актерским ансамблем все комедийные qui pro quo, переодевания, хитроумные выдумки и проказы молодых героев, из-за которых старики не раз оказывались в смешном и нелепом положении. Что нисколько не помешало тем и другим в конце концов легко и с чистой душой простить друг друга. Надо сказать, эти их взаимные «Прощаю!» – казалось бы, простая условность благополучных комедийных развязок – так легко и, можно сказать, полетно звучат у актеров «Пушкинской школы Владимира Рецептера», что выходишь из зала окрыленным.
Во второй вечер играли «Конец Казановы» М. Цветаевой (премьера спектакля вышла совсем недавно, этой весной). Театр Пушкина – поэтический театр, и неудивительно, что актеры «Пушкинской школы» – мастера поэтического слова. Неслучайно рядом с Пушкиным в афише театра в разные годы появляются Шекспир, Александр Блок. Теперь вот – Марина Цветаева. И в ее сложнейшем для сцены полете-«пунктире» поэтической строфы (строй ее поэтической мысли Иосиф Бродский называл «пиротехническим эффектом») свободно существуют не только два актера-мастера, Денис Волков и Григорий Печкысев, но и дебютантка Анна Демина, студентка выпускного курса В. Рецептера в РГИСИ. Точнее, ее дебютами стали удачные, заметные вводы в другие спектакли театра: в «Ревизоре» она – унтер-офицерская вдова, в «Сказке о Салтане и Гвидоне» – сначала Бабариха, теперь – ткачиха. И вот – большая и сложная роль. Молодой актрисе удается передать и детскую прелесть, свежесть, наивность цветаевской Франчески, и тот несомненный поэтический дар, которым наделяет свою героиню Цветаева, делая ее достойной собеседницей Казановы, способной, справляясь с девичьим волнением, глубоко и тонко понять и почувствовать загадку его судьбы. Тайна жизни – вот тема этого спектакля. Пушкинский мотив «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…» – ассоциативно присутствует в цветаевском сюжете и прочитан В. Рецептером-режиссером. Интересно и неожиданно его режиссерское решение – прием зеркала. Денис Волков и Григорий Печкысев играют Казанову, вглядываясь друг в друга как в зеркальное отражение, то разделяясь на две ипостаси, то хором произнося цветаевские строки – в конце концов Казанова один человек, отнюдь не страдающий раздвоением личности. Одна из тем Григория Печкысева – философская мыль о жизни на пороге смерти (особенно сильно она звучит в его моноспектакле о Батюшкове). Амплуа Дениса Волкова, или точнее одно из ряда его амплуа, важное для Казановы – герой-любовник (вообще-то актерский талант Волкова разнообразен и многопланов, и в комедийных, и в драматических ролях, он был и остается протагонистом театра, неслучайно вот уже много лет выступая и в должности заместителя худрука; разнопланов и актерский дар Григория Печкысева; но тут надо остановиться, поскольку об этих артистах можно писать большие статьи). И вот эти две ипостаси старого Казановы глядятся одна в другую, между двумя актерами возникает что-то вроде внутреннего пространства героя. Реально ли в такой трактовке появление Франчески или она возникает в «очах души» Казановы – в любом случае это чудо, новогоднее, читай рождественское. И тайна, последняя милость к нему судьбы.
Не в первый раз замираю, когда «Сказка о золотом петушке» (под этим названием Рецептер объединил в спектакле четыре пушкинских сказки) начинается «Сказкой о медведихе» – и чувствую, как вместе со мной замирает зал, школьники и взрослые, чутко воспринимая пушкинскую драматическую поэзию. Риск поставить на сцене эту нехрестоматийную, незавершенную Пушкиным сказку здесь оказывается абсолютно оправдан интонационной партитурой, в которой драматическая, страшная сказка сыграна сквозь лирику и почти житийную просветленность, в этом немалая заслуга Павла Сергиенко, которому в основном отдан авторский голос.
Некоторые спектакли гастрольной афиши мне уже не раз приходилось видеть на сцене самого театра и на гастролях. Не могу не написать и на этот раз, с какой свободой и удовольствием от игры чувствовали себя актеры и в «Сказке о Салтане и Гвидоне…», и в «Ревизоре», и в «Барышне-крестьянке». Удачным мне показался ввод на роль Белкина в «Барышне-крестьянке» Михаила Кудрина. В дуэте Белкина – Михаила Кудрина с Пушкиным - Артемом Виткаловым (тут нельзя не отметить, как растет мастерство этого артиста и в этом, и в других спектаклях, все интереснее становится его рефлексия, точнее и благородно сдержаннее рисунок ролей) появился интересный мотив: Белкин простодушен, бесхитростен, но он и учится у Пушкина мастерству, и это, по-моему, верно, тонко – ведь в «Повестях Белкина» в самом деле порой не провести границу между автором Пушкиным и его созданием – автором Белкиным, тоже усвоившим пушкинскую интонацию.
В «Цыганах», построенных на пересечении двух историй, заразительно прозвучал в дуэте Дениса Волкова (От театра) и Григория Печкысева (подполковник Липранди) почти авантюрный, но и трагически завершившийся сюжет из кишиневской жизни самого Пушкина (За Пушкина – Артем Виткалов). В самом же сюжете пушкинской драматической поэмы, каким он был сыгран в спектакле, несколько не хватило «разбега» истории, в которой у Пушкина поначалу есть и безмятежная вольность цыган, и счастье главных героев, и простосердечное доверие старого отца к пришельцу, ведь глубоко сыгранный Павлом Хазовым в роли отца Земфиры финал: «Мы робки и добры душою…» – что-то говорит и о начале поэмы. Здесь не вполне окрепло еще мастерство студентов (они «отвечают» за цыган), среди которых, тем не менее, выделю Дарью Мокроусову в роли Земфиры, Дениса Третьякова в роли молодого цыгана и Алину Белоусову в роли одной из цыганок табора.
Настоящим потрясением и кульминацией гастрольной декады стал «Гамлет», один из главных спектаклей В. Рецептера, визитная карточка театра. Спектакль уже десять лет в репертуаре «Пушкинской школы», а сыграли его так свежо и сильно, как если бы он был поставлен вчера. Обновлен вторым поколением труппы актерский состав: Сергей Хайменов, который играет на малой сцене театра «Гамлета» в версии моноспектакля, влился в «большую версию» в роли Горацио – и с первых аккордов действия абсолютно веришь в то, что этот Горацио поведает нам историю, которая прошла через его сердце («Гамлет» поставлен Рецептером глазами Горацио, который после гибели Гамлета выполняет его завет); Артем Виткалов и Владислав Лаппо вышли на сцену в ролях Розенкранца и Гильденстерна, которые в постановке Рецептера по-настоящему благородны, и гибнут, так и не узнав истинных причин поведения Гамлета; Семен Вашулевский – в роли 2-го актера бродячей труппы (в паре с 1-м актером в исполнении Павла Хазова). Но «центр» спектакля – по-прежнему «старшие» актеры труппы: Денис Волков (Гамлет), Павел Сергиенко (Полоний), Наталия Байбикова (Офелия), Григорий Печкысев (Призрак, Клавдий), Иван Мозжевилов (Лаэрт) задавали спектаклю высокое трагедийное звучание.
Мощно прозвучала «Капитанская дочка», в которой также играет в основном старшее поколение (и рядом с ними Екатерина Вишневская, выпускница курса Рецептера 2018 года, пару дет назад введенная на роль Маши Мироновой, органично влилась в ансамбль спектакля). Одной из самых сильных драматических ролей здесь остается Пугачев в исполнении Павла Хазова. Актеры, существуя в сложной монтажной партитуре спектакля (объединяющей «Капитанскую дочку» и «Историю Пугачева», казачьи песни и духовные песнопения), хорошо чувствуя пушкинскую авторскую интонацию, глубоко личностно доносили до зрительного зала мысль о русском бунте, бессмысленном и беспощадном, не теряющую актуальности до наших дней.
В целом же гастроли показали, что два актерских поколения театра сегодня составляют по-настоящему слаженный ансамбль. В котором все заметнее становятся лица и голоса третьего поколения учеников В.Рецептера, сегодня они - студенты уже выпускного курса РГИСИ. Кроме участия в спектаклях, о чем уже шла речь выше, важным вкладом студентов в гастрольную программу стали две чтецкие композиции: одна короткая – у могилы А. С. Пущкина в Святогорском монастыре, другая, более развернутая – на открытой площадке в Михайловском. Вторая композиция родилась, когда студенты учились на младших курсах, и новое ее исполнение показало, как они выросли за период обучения. Короткая композиция прозвучала впервые, в исполнении Дарьи Мокроусовой, Веты Росиной, Даниила Рагина, Дениса Третьякова. Чтение стихов у могилы Пушкина – особый жанр. Здесь не порепетируешь заранее, это пространство нужно почувствовать «здесь и сейчас». И самое глубокое впечатление от этой короткой программы (а я чувствовала и глубокое волнение людей, стоящих рядом со мной) – способность начинающих артистов быть подлинными в этом пространстве. Три года учебы на курсе «с углубленным изучением творчества Пушкина» не прошли для них даром.
Я дописываю этот текст о гастролях театра в Михайловском в пушкинскую лицейскую годовщину, и хочу завершить его строчками, написанными Пушкиным на все времена: «Бог помочь вам, друзья мои..."
Ирина Бойкова