ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
О ЦЕНТРЕ
НОВОСТИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПУШКИНСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге учрежден в 1992 году в преддверии 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина как всероссийская и международная творческая организация, призванная вести работу по освоению пушкинского наследия.

Центр возглавил известный пушкинист, актер, режиссер, поэт, прозаик, Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Владимир Рецептер. В художественный совет вошли Дмитрий Лихачев, Сергей Фомичев, Станислав Рассадин, Валентин Непомнящий, Петр Фоменко, Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Эдуард Кочергин, Валерий Гаврилин.

Центр успешно объединяет разные виды деятельности – театральную, издательскую и педагогическую.

Сегодняшняя стратегия Центра:
- создание «Театрального собрания сочинений Пушкина»;
- издание серии «Пушкинская премьера» (уникальные книги, отмеченные международными и отечественными премиями и получившие высокую оценку пушкинистов);
- развитие первого в мировой сценической практике Театра Пушкина (в отличие от театров имени Пушкина), - ориентированного на освоение пушкинского репертуара (подобно Мемориальному шекспировскому театру в Стратфорде-на-Эйвоне, ориентированному на драматургию Шекспира) – театра «Пушкинская школа».

В активе Центра – участие в проведении:
- фестиваля "Пушкинская сцена" в Москве;
- "Пушкинских дней" в Австрии, в пяти столицах Европы – Вене, Будапеште, Берлине, Брюсселе, Люксембурге, – а также в Омске, Орле и Красноярске, в Токио;
- международных фестивалей "Пушкинская программа" в Германии (Франкфурт-на-Майне) и Великобритании (Бристоль) и др.

Спектакли Центра были показаны на международных фестивалях в Стендфорде, Париже, Марселе, Вроцлаве, Вильнюсе, Каунасе, Висагинасе, Киеве, Новосибирске, Оренбурге, Орле, Санкт-Петербурге.

Центр активно сотрудничает с ИРЛИ РАН (Пушкинским Домом), Всероссийским государственным музеем А.С. Пушкина, Российским Пушкинским обществом, с Пушкинскими обществами США, Великобритании, Германии. В 2011 году отмечен Специальным дипломом Новой Пушкинской премии "За верное служение Пушкину".

В спектаклях Центра принимали и принимают участие известные петербургские актеры – Ольга Антонова, Нина Ольхина, Кира Петрова, Зинаида Шарко, Татьяна Тарасова, Мария Лаврова, Марина Солопченко, Изиль Заблудовский, Сергей Барковский, Алексей Девотченко, Игорь Волков, Вячеслав Захаров, Дмитрий Готсдинер и другие.


«Трудно переоценить то замечательное, большое и серьезное дело, которое вы делаете и продолжаете делать...»
Александр Калягин

«Знаменитый английский писатель и лексикограф Сэмюэль Джексон сказал некогда: «Дружбу, сударь, следует поддерживать постоянно». То же самое можно сказать и о наших ценностях: о вере, демократии, супружестве, семье и о Пушкине. Насколько я вижу, именно для этого и создан в Петербурге Государственный Пушкинский театральный центр, – для сохранения знаний о Пушкине и дальнейшего изучения его новыми глазами. (...) Совершенно недостаточно просто смотреть на памятники великим людям: мы должны понимать, почему мы на них смотрим. Именно этому пониманию и служит Пушкинский театральный центр: постижению вашего (и моего) великого поэта».
Антони Вуд

«Замечательно, что в нашем городе, который порой называют музеем под открытым небом, есть Пушкинский живой творческий организм, объединяющий людей, безгранично любящих литературу и театр».
Кирилл Лавров

«В сущности, вся Ваша деятельность –это развернутое доказательство незыблемости того положения, что между архаикой и новацией существует живая, глубинная связь, вне которой не бывает ни подлинной устойчивости, ни подлинного развития».
Валерий Фокин, Валерий Семеновский

«Миссия, выполняемая Пушкинским центром, уникальна. Серебряная нить культуры, тянущаяся из глубин веков, не рвется, благодаря таким художественным явлениям, как ваш центр».

Олег Басилашвили

ФЕСТИВАЛИ

Ежегодно в феврале, в дни памяти А.С. Пушкина, проходит Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове – Пушкинских горах.


Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге – автор афиш и программ творческих лабораторий.

Учредители фестиваля – Министерство культуры Российской Федерации, Администрация Псковской области, Союз театральных деятелей Российской Федерации. Организаторы – Государственный Комитет по культуре Псковской области, Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».


Драматургию фестиваля составляют произведения Пушкина и авторов пушкинского круга и времени, а также авторов, чье творчество было объектом особого внимания поэта, и представителей постпушкинской эпохи, продолжающих традиции золотого века русской литературы.


Впервые Пушкинский фестиваль был проведен в 1994 году и стал одним из самых ярких культурных событий, посвященных приближающемуся 200-летию А.С. Пушкина.


За прошедшие годы в Пушкинском фестивале приняли участие театральные коллективы из Франции, Германии, Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси, Северной Осетии, Карелии, Москвы, Петербурга, российской провинции, известные актеры, режиссеры, писатели, русские и зарубежные ученые-пушкинисты: Олег Ефремов, Анатолий Васильев, Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Темур Чхеидзе, Сергей Арцибашев, Михаил Левитин, Марк Розовский, Геннадий Тростянецкий, Григорий Козлов, Георгий Цхвирава, Владимир Петров, Сергей Юрский, Игорь Яцко, Светлана Крючкова, Евгений Колобов, Юрий Александров, Александр Титель, Владимир Соловьев, Олег Чухонцев, Юрий Авшаров, Станислав Рассадин, Сергей Фомичев, Валентин Непомнящий, Вячеслав Кошелев, Сергей Бочаров, Элен Анри, Поль Макленан, Энтони Вуд, Рольф-Дитрих Кайль, Деклан Доннеллан и многие другие.


Традиционно в рамках фестиваля работает творческая лаборатория, объединяющая крупнейших ученых-пушкинистов и практиков сцены.

По окончании фестиваля его участники посещают Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, где 10 февраля, в день памяти поэта, в 14.45, ежегодно служат литию.

ЗАМЕТКИ
НОВОСТИ

По письмам В.А. Жуковского

«Жуковский. Прощание»

Сценарная идея Владимира Рецептера

Постановка и сценография заслуженного деятеля искусств Карелии — Андрея Андреева

Музыкальное оформление — Ивана Благодера

Исполнитель — заслуженный артист России Сергей Барковский


Премьера состоялась 28 декабря 2003 года

«Жуковский. Прощание» – заключительная часть трилогии, начатой спектаклями «История села Горюхина» и «Авдей Флюгарин…», созданной известным петербургским режиссером Андреем Андреевым и одним из самых популярных петербургских артистов Сергеем Барковским.
Два письма, положенные в основу сценической композиции, адресованы не только конкретным людям – Сергею Львовичу Пушкину и Александру Христофоровичу Бенкендорфу, – а скорее написаны для всех россиян, для истории, для потомков. Гений и масштаб А. С. Пушкина, судьба Поэта в России – тема писем, нерв спектакля.
Спектакль - лауреат премии Международного фестиваля "Вiдлуння" (Хмельницкий, Украина) "За уникальность существования и высокие традиции российской культуры".

Продолжительность спектакля: 1 час 30 мин. без антракта

Цена билета: 600 руб.

«Авдей Флюгарин, или Commedia dell’arte из истории российской журналистики»

Сценическая версия и оформление заслуженного деятеля искусств Карелии Андрея Андреева

Музыка —Артемия Веселова

Костюмы — Аллы Фроловой

Исполнитель — заслуженный артист России Сергей Барковский


Премьера состоялась 30 декабря 2002 года


Авдей Флюгарин – такое ироничное прозвище дал А.С. Пушкин в одной из своих эпиграмм Фаддею Булгарину, фигуре противоречивой.

Первый русский профессиональный журналист, газетный магнат XIX века, издатель самой многотиражной газеты «Северная пчела» – и осведомитель III-го Отделения, состоявший в переписке с А.Х. Бенкендорфом. По его доносам и наветам было запрещено не одно издание, сломана не одна жизнь, но и его собственная судьба оказалась в ситуации унизительной зависимости и несвободы.

Комедия масок, в которой Сергей Барковский, мгновенно преображаясь, играет разные лики Фаддея Булгарина, ставшего «кривым зеркалом» для Пушкина.

Спектакль – лауреат Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» (Россия).


Продолжительность спектакля: 1 час 40 мин. без антракта

Цена билета: 600 руб.

Презентация рукописи Ивана Петровича Белкина

А.С.Пушкин «История села Горюхина»

Презентацию подготовили: режиссер — заслуженный деятель искусств Карелии Андрей Андреев

Художники — Анна Алексеева и Наталья Крутова

Исполнитель — заслуженный артист России Сергей Барковский 


Премьера состоялась 30 декабря 2001 года


Режиссер Андрей Андреев и актер Сергей Барковский, известный по работам в Молодежном театре на Фонтанке, ролям в кино и телесериалах, избрали жанр «презентации рукописи» пушкинского героя.

Пушкинская лирическая интонация воплощается с ироничностью и драматизмом. Актер балансирует между образом вымышленного историографа Белкина и самого поэта, создавая своего рода мистификацию. Через историю одного Горюхина прочитывается история и судьба всей России.

В «Истории села Горюхина» слышны отголоски будущей русской литературы – от «фантастических» рассказов Гоголя, через Достоевского – к Чехову.

Что такое наша история – не по учебникам, а в сознании людей? На этот вопрос пытаются ответить авторы спектакля вместе с Пушкиным.

В спектакле использованы традиции родоначальника театрального искусства в России – вертепного театра. Оживить горюхинский мир помогают актеру мягкие и механические куклы, выполненные в фольклорном стиле.

Премии международных фестивалей моноспектаклей «Монокль» (Россия), «Вiдлуння» (Украина), "MonoBaltija" (Литва), Международного Фестиваля театра одного актера (Польша), Международного фестиваля камерных и моноспектаклей "Ludi" (Россия).


Продолжительность спектакля: 1 час 40 мин. без антракта

Цена билета: 600 руб.

«Принц Пушкин или драматическое хозяйство поэта»

Само название книги известного актера, режиссера, поэта, прозаика Владимира Рецептера говорит о необычности подхода к классическому материалу.


В ней – новый взгляд на великое наследие – от Пушкина до Шекспира. В центре этого грандиозного мира – Пушкин, окруженный своими героями. Книга В. Рецептера читается как роман. Неожиданные повороты знакомых, казалось бы, сюжетов, заново открытые судьбы героев – Скупого рыцаря, Вальсингама, Моцарта, Князя из "Русалки". Тонко и выразительно написанное исследование превращается в художественный текст, обращенный и к уму, и к душе читателя.


От автора: В течение многих лет автор одной ногой стоял на сцене, а другой – в литературе, в том числе, пушкиноведческой. Пушкин, гений прозы, поэзии и драматургии, был еще гением актерского дела, и со своим природным чувством исторической ответственности за судьбы отечества, которое можно сравнить только с династическим, один в своем времени мог бы сыграть великую роль принца Гамлета. Отсюда первая часть названия "Принц Пушкин". Вторая – "Драматическое хозяйство поэта" - конечно же, перекличка с книгой Владислава Ходасвича "Поэтическое хозяйство Пушкина".


Видео: https://www.youtube.com/watch?v=NTDlsH5Aj9U 

«Играем Пушкина». 2 том. СПб., 2013

Играем Пушкина. Часть вторая. Пушкинские театральные фестивали, творческие лаборатории 2002–2013. — СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2014. — 512 с., илл.
ISBN 978-5-903368-78-5

В твердом переплете с суперобложкой.

Широко иллюстрирована. 

Формат 70 х100/8

Цена: 310 руб.

 

Этой книгой, продолжением изданного в 2001 году сборника «Играем Пушкина», представляющей читателю наиболее интересные и значимые материалы девяти пушкинских фестивалей 2002-2010 годов, Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге продолжает серию «Пушкинская премьера»

 

Материал, накопленный за девять лет на основе фестивальных показов и обсуждений уникален. В разные годы участниками творческих лабораторий фестиваля стали признанные мастера российского и мирового театра: П.Фоменко, А.Васильев, В.Фокин, С.Арцибашев, А.Шапиро, М.Брусникина, М.Розовский, М.Левитин, П.Курочкин, Р.Кудашов, А.Титель, Л.Малеванная и многие другие, виднейшие ученые-пушкинисты – В.Непомнящий, С.Фомичев, Ст.Рассадин, Э.Анри (Франция), А.Вуд (Великобритания), Р.-Д.Кайль (Германия), К.Мураи (Япония) и многие другие.

На пересечении сегодняшней театральной практики, театральной теории и критики с наукой о Пушкине осуществляется важная художественная стратегия – поиски принципов строительства «Театра Пушкина».

 

Заказ книг

Юрина Светлана Сергеевна

тел. (812) 710-47-07

«Пушкин в прижизненной критике». Том I: 1820–1827

Пушкин в прижизненной критике. 1820–1827. — СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2001. — 528 с.

ISBN 978-5-85080-027-9

В твердом переплете с суперобложкой.

Формат 60х90/16

Цена: 700 руб.

Цена за 4 тома: 2300 руб.


Первый в мире свод литературно-критических отзывов о Пушкине, вышедших при жизни поэта. Давая ясное представление о становлении поэта и о развитии русской критической мысли, отражавшей не только события в литературе, но и изменения, происходившие в общественном сознании того времени, книги, помимо ценной научной информации, доносят до читателя живое дыхание пушкинской эпохи.  

 

Заказ книг

Юрина Светлана Сергеевна

тел. (812) 710-47-07

Диплом Ассоциации Книгоиздателей АСКИ «Лучшие книги года» (2009).

Получили высокую оценку специалистов, ученых-пушкинистов, писателей, прессы.

«Пушкин в прижизненной критике». Том II: 1828–1830

Пушкин в прижизненной критике. 1828–1830. — СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2001. — 576 с.

ISBN 978-5-85080-026-8


В твердом переплете с суперобложкой.

Формат 60х90/16


Цена: 600 руб. 

Цена за 4 тома: 2300 руб.


Первый в мире свод литературно-критических отзывов о Пушкине, вышедших при жизни поэта. Давая ясное представление о становлении поэта и о развитии русской критической мысли, отражавшей не только события в литературе, но и изменения, происходившие в общественном сознании того времени, книги, помимо ценной научной информации, доносят до читателя живое дыхание пушкинской эпохи.

 

Заказ книг

Юрина Светлана Сергеевна

тел. (812) 710-47-07

Диплом Ассоциаии Книгоиздателей АСКИ «Лучшие книги года» (2009).

Получили высокую оценку специалистов, ученых-пушкинистов, писателей, прессы.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СЕРИЯ

«ПУШКИНСКАЯ ПРЕМЬЕРА»

Серия, в названии которой сопряжены два начала – филологическое и театральное, – открывает новые и неожиданные научные, исторические и художественные аспекты пушкинского творчества. Пушкин и наука, Пушкин и сцена, Пушкин и критика, Текст и Подтекст, Слово и Действие, повороты судьбы и творчества Первого Поэта России в истории и дне сегодняшнем – об этом рассказывают издания серии: